Формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и мотивов учения. Материальные и духовные потребности Потребность в знаниях

Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало говорят. Один из моих подопечных попал в армию солдатом. Я специально готовлю ребят к ар­мии. На дедовщину я повлиять, конечно, не могу. Но подготовленные мною ребята, в основном сту­денты, великолепно приспосабливались и от дедовщины не страдали. Так вот, один из них мне рас­сказывал, как «деды» с удовольствием слушали его, когда он рассказывал. Он интересно преподносил сведения по географии, физике, биологии, анато­мии, удовлетворял их потребность в познании и по­нимании.

А. Маслоу считает, что в основе человеческой тяги к познанию лежат не только негативные де­терминанты (тревога и страх), но и позитивные им­пульсы, например, любопытство. Этот феномен мож­но наблюдать и у высших животных.

Всех психически здоровых людей влечет к не­познанному. И, наоборот, - все известное, истолко­ванное может вызвать скуку. При неврозах же име­ется тяга к знакомому и ужас перед незнакомым.

Неудовлетворение потребностей в познании мо­жет стать причиной серьезной психопатологии. Часто неврозы возникают у высоко интеллектуаль­ных людей, которые занимаются скучной работой. Многие интеллектуальные женщины заболевали, когда становились домохозяйками, и моментально выздоравливали, когда вновь приступали к работе. То же наблюдается с пенсионерами и безработны­ми. Следующую мысль А. Маслоу я выделил: «Если человек лишен права на информацию, если офици­альная доктрина государства лжива и противоре­чит очевидным фактам, то гражданин такой страны почти обязательно станет циником». Про­чтите ее еще раз. А теперь далее: «Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспор­ным истинам; для такого человека не святы ни­какие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить свои взаимоотношения с людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Бывает и пассивная реакция на ложь - человек становится безынициативным, безвольным, гото­вым к слепому подчинению».

Потребность в познании проявляется с раннего детства. У ребенка она выражена более отчетливо, чем у взрослых. Детей не нужно учить любопыт­ству, но их можно отучить от любопытства, что мно­гим родителям и воспитателям удается сделать. Именно эта трагедия разворачивается в наших дет­ских садах и школах. Может быть, поэтому дети пускаются во все «тяжкие».

Удовлетворение потребностей в познании при­водит к чувству глубочайшего наслаждения, оно ста­новится источником высших, предельных пережи­ваний. Мы часто не отличаем познание от обучения и оцениваем его с точки зрения результата - знает ребенок или не знает, совершенно забывая и не учи­тывая чувства, связанные с познанием, - пости­жение, озарение, инсайт. А между тем подлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. А. Маслоу считает, что именно эти яркие, эмоционально на­сыщенные мгновения только и имеют право назы­ваться лучшими мгновениями человеческой жиз­ни. Может быть, только они и есть человеческая жизнь. Эти данные мне помогут четче сформулиро­вать педагогическую концепцию: необходимо не обу­чение предмету, а обучение познанию предмета.


Кстати, сейчас доказано, что именно в такие мгновения в кровь выбрасываются эндорфины - морфиноподобные вещества, которые вырабатыва­ет сам организм. А это обеспечивает хорошее на­строение, высокую адаптацию, даже предохраняет от инфекций и делает более устойчивым человека к радиоактивному облучению. Не знаю, какие еще доводы мне привести, чтобы стало очевидным, что развитие интеллекта для каждого должно быть един­ственной обязанностью. Ведь мы же люди! Мы не можем быть счастливы, если у нас не будет развит интеллект!

Вот теперь и думайте сами, удовлетворена ли у вас потребность в познании и чего ради вы до сих пор читаете эту книгу.

Стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Само по себе желание понимать носит побуди­тельный характер и является неотъемлемой харак­теристикой личности. Между этими потребностя­ми нет антагонизма, они скорее синергичны. Я за­метил, как понимание сути дела сразу же облегчает состояние человека. Своим подопечным, в том числе и тяжелым пациентам, я всегда говорю правду. Зачастую им сразу становится легче. И вообще, когда мы скрываем что-то неприятное от человека, мы оскорбляем его, считая его глупым, трусливым, слабым, не способным вынести горе, злобным и т.п. А когда от тебя что-то скрывают, то чувствуешь себя идиотом.

Как вы уже поняли, потребности могут быть выс­шими и низшими. Какие же между ними разли­чия? А. Маслоу выделяет 16 различий. Привожу их с небольшими своими комментариями. Мне ка­жется, что знание этих различий имеет практичес­кое значение.

1. Прежде всего, более высокая потребность про­является позже в филогенетическом, эволюционном плане. Потребность в самоактуализации присуща только человеку.

Потребность в удовлетворении пищевого, оборо­нительного и сексуального инстинктов, в общем, совпадают у человека и животных, хотя в процессе очеловечивания мы эти потребности удовлетворя­ем совсем иначе, чем животные. Животные сразу же набрасываются на пищу, сами роют норы или ищут готовые. Мы же идем на работу, зарабатыва­ем деньги и на эти деньги приобретаем себе еду, квартиру и одежду. Сексом мы тоже занимаемся иначе, чем животные. Нам всему надо учиться. Ин­теллект, самое яркое отличие человека от живот­ных, присутствует, а точнее, участвует в удовлет­ворении этих потребностей и приводит к тому, что мы можем получать не только удовольствие, но и наслаждение.

2. В процессе индивидуального развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие.

При рождении ребенок имеет только физиоло­гические потребности и в слабой форме - потреб­ность в безопасности. Через несколько месяцев вы­является потребность в любви, принадлежности и признании, далее - потребность в самоактуализа­ции, но только в том случае, если удовлетворены низшие потребности. У детей потребность в само­актуализации появляется довольно рано, но затем часто забивается родителями и школой. Это я не о вас, наш читатель. Ваши родители, конечно, бес­покоились о том, чтобы все ваши способности раз­вивались. Это я о тех, кому препятствовали в этом.

Вот отдельные случаи, которые приходилось на­блюдать мне. Девочка хочет стать актрисой, а мама ее направляет в мединститут. У ребенка способнос­ти художника, а его заставляют приобрести специ­альность бухгалтера и т.п. Конечно, это бывает ред­ко, но на приеме у психотерапевта почему-то в ос­новном бывают те, кто не развил свои способности, хотя по сравнению с другими они не так уж и пло­хи. Более того, большинство моих подопечных пре­восходят в своем развитии средний уровень, но не­редко сами сдерживают свой рост.

Тогда я их спрашиваю: «А доросли ли вы до са­мого себя? Если зря потраченное время вы пустили бы на свой духовный рост, вы были бы выше или остались на прежнем уровне?» Задайте себе этот вопрос, наш дорогой читатель. И если вы на него отве­тите утвердительно, то, следовательно, и вы не до­росли до самого себя. И не успокаивайте себя срав­нениями с другими. Все равно вам рано или поздно будет плохо!

3. Чем выше место потребности в иерархии по­требностей, тем менее она важна для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворен­ной и тем выше вероятность ее полного уничтоже­ния, считает А. Маслоу. Низшие потребности носят биологический характер и доминируют до тех пор, пока человек жив.

Потребности высшего уровня отличаются мень­шей способностью к доминированию. Неудовлет­ворение высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как неудовлет­ворение низших потребностей. По сравнению с пи­щей и безопасностью уважение уже кажется рос­кошью.

4. Жизнь на более высоких мотивационных уров­нях означает большую биологическую эффектив­ность, большую продолжительность жизни, мень­шую подверженность болезням. Удовлетворение высших потребностей вызывает высшее наслажде­ние, приводя наибольший выброс эндорфинов и ал­коголя в кровь. А это повышает жизнеспособность организма и служит его росту и развитию. Я даже придумал такой афоризм: скажи, чем ты наслаж­даешься, и я скажу, кто ты. Если человек способен получить наслаждение от симфонической музыки или работ Ницше и Шопенгауэра, приходит в восторг от некоторых положений в Библии и т.п., это свидетельствует о его высоком уровне развития.

5. С субъективной точки зрения, высшие потреб­ности менее насущны. Намеки высших потребнос­тей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглу­шается громкими и ясными требованиями других потребностей, их интонации похожи на интонации ошибочных убеждений и привычек. Умение распоз­нать собственные потребности, т.е. понять, что тебе нужно на самом деле, - само по себе огром­ное психологическое достижение.

Я не случайно выделил это предложение. К со­жалению, многие люди не знают своей природы, не знают, что им нужно. Это результат неверного вос­питания и давления микросоциосреды. Иногда че­ловек делает не то, что ему хочется в соответствии с его природой, а то, что от него требует общество, и перестает слышать намеки высших потребностей.

6. Удовлетворение высших потребностей приво­дит человека к субъективно желаемому состоянию, он испытывает покой, умиротворение, счастье, пол­ноту внутренней жизни. Удовлетворение потребно­сти в безопасности в лучшем случае приведет к чув­ству облегчения и расслабленности, но не сможет подарить мгновений экстаза, иступленного счастья, восторга, понимания, гордости и тому подобных чувств.

7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей озна­чает движение в сторону здоровья, прочь от психо­патологии.

8. Для актуализации высшей потребности тре­буется больше предварительных условий (и прежде всего, хорошей подготовки), чем для актуализации низшей потребности.

9. Для актуализации высших потребностей не­обходимы благоприятные внешние условия. Я бы сказал, определенные условия. Иногда благоприят­ные условия могут усыпить потребность в самоак­туализации.

Когда я беседую с детьми, то прежде всего спра­шиваю, кем они собираются стать. Многие из них отвечают: «Не знаю». Эти дети живут в оранжерее, где им создаются все условия и удовлетворяются все желания. Мне страшно за судьбу этих детей. У них нет мотива деятельности. До пяти лет дети обыч­но четко знают, кем станут. И сразу же начинают готовиться к этому. Мальчик, желающий стать крупным военачальником, строит песочные крепо­сти и разыгрывает сражения, девочка хочет стать портнихой и начинает обшивать кукол. Но прихо­дят родители, разрушают песочные крепости и ли­шают мальчика победы, или покупают девочке ши­карную куклу, которой уже не нужно шить одеж­ду, а желание стать портнихой высмеивается. То, что идет от природы, забивается, а то, что хотят навязать ребенку, не прививается. Вот он и не зна­ет, кем ему стать.

Вспоминается мне история одной моей подопеч­ной. Ей бы пойти в актрисы, так родители сделали ее радиотехником, муж - экономистом. Но от сво­ей природы не уйдешь. Она ведь по своей сути была актрисой. Вот она и устраивала ему по ночам сце­ны и довела до инфаркта. А уйти от нее он не дога­дался, так как в детстве его приучили выполнять долг. Вот и пойми, в каких условиях живут дети. Я бы назвал хорошими те условия, которые способ­ствуют развитию способностей детей. Считаю, что в нашей школе самые отвратительные условия со­зданы для особо одаренных детей. Ориентировка на отстающего ученика, с которым возятся все - от учителя до директора школы - приводит к тому, что способные дети, не прилагая каких-либо уси­лий, достигают неплохих для двоечника результа­тов. Они не приучаются к упорному труду, у них отсутствует социальный тренинг, они не прилага­ют усилий для того, чтобы добиваться своего. Окон­чив школу с медалью, а иногда и вуз с красным дипломом, они оказываются беззащитными перед трудностями жизни. И верх берут над ними быв­шие двоечники, которые, не отличаясь большим ин­теллектом, тем не менее, прошли суровую школу борьбы с родителями, учителями и завучами школ, деканами и ректорами вузов.

Так вот, наши отличники, с моей точки зрения, живут в плохих условиях. Сколько от этого теряет общество, трудно себе представить. Я в свое время описал «синдром отличника» и способы его профи­лактики - перестать работать с двоечниками. Ког­да вы видели, чтобы ректор вызывал к себе в кабинет отличника и хвалил его? А вот неуспевающие сту­денты постоянно вызываются к ректору для разбо­рок. Один из моих знакомых - преподаватель вуза, бывший отличник - жаловался, что не может по­пасть к ректору для обсуждения очень важного дела. Тот все время занят разборками с неуспевающими студентами. Я предлагаю ставить двоечникам трой­ки, если уж невозможно их отчислить, а для от­личников создать специальные структуры, где они могли бы соревноваться друг с другом и развивать свой интеллект.

Мне кажется, что ничего страшного не произош­ло бы. Получив диплом, но ничего не умея, двоеч­ник не стал бы работать по этой профессии и не смог бы добиться льгот, так как не прошел бы со­циального тренинга. А может быть, видя, что от­личная учеба поощряется на самом высоком уров­не, тоже стал бы лучше учиться.

10. При удовлетворении и низшей и высшей по­требности последняя приобретает большую субъек­тивную значимость. Ради удовлетворения высшей потребности человек готов идти даже на жертвы.

11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовных идентификаций, тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовной идентификации. (Не путай­те любовь с сексом!) Здесь речь идет о любви.

12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные благоприятные гражданские и соци­альные последствия. Чем выше потребность, тем менее она эгоистична. Голод чрезвычайно эгоисти­чен. Это фактически самоудовлетворение. Но стрем­ление к любви уже приводит к взаимодействию с другими и т.д.

13. Удовлетворение высших потребностей при­ближает человека к самоактуализации. Самоактуа­лизированные люди очень похожи друг на друга, даже если живут в разных странах. Все самоактуа­лизированные, т.е. счастливые, люди в конечном итоге взбираются на одну вершину счастья, но толь­ко разными тропами. И вообще, счастье не имеет вариантов, а также пола, возраста, национально­сти, вероисповедания и прочих надуманных разли­чий. Варианты имеет несчастье. И путь развития один, много путей у застоя.

14. Жизнь на высоком уровне и удовлетворение высших потребностей приводит человека к есте­ственному индивидуализму. Он любит себя и лю­бит другого.

15. Чем выше уровень потребностей человека, тем более податлив он для психотерапевтического воздей­ствия. Психотерапевтические методы не могут помочь голодному человеку. Нередко возникает парадокс: чем больше нужна человеку психотерапевтическая по­мощь, тем реже он к ней обращается. Кстати, в пери­оды безработицы, как отмечал В. Франкл, работу в первую очередь теряют невротики.

16. Низшие потребности имеют более четкую ло­кализацию, более осязаемы, более ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более соматичны, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворение низших потребностей более очевидно, чем удовлетворение высших.

Чтобы удовлетворить потребность в голоде, нуж­но съесть определенное количество пищи. А удовлетворение потребностей в познании не знает пре­делов.

Более того, когда вы начнете жаловаться, что не можете удовлетворить высшие потребности, вас про­сто не поймут.

Так, один весьма благополучный и известный врач, да еще и пенсионного возраста, к которому очень хорошо относились и пациенты и начальни­ки, страдал от того, что не мог оказать помощь ряду тяжелых больных в клинике, где он работал, не было необходимого оборудования. Он ходил по ин­станциям. Его претензий не понимали. Не понима­ли, что же ему нужно. С работы его никто не гнал, частная практика у него была, а он страдал, так как не мог работать в полную силу. В конце кон­цов, он ушел туда, где ему были созданы соответ­ствующие условия для работы.

В этом контексте я хочу подчеркнуть одно поло­жение: потребность в самоактуализации носит биологический характер. Полное здоровье и счас­тье без его удовлетворения невозможны. Просто пока тебе хочется есть и нет квартиры, тебе не до само­актуализации.

Осознание своих истинных потребностей и жела­ний - трудная задача. Для того чтобы наши инстин­кты не были окончательно задавлены, их следует «за­щитить» от культуры, образования и научения.

При таком подходе задача психотерапии - снять внутренние запреты, барьеры, и главными поняти­ями тогда станут спонтанность, естественность, са­моприятие, удовлетворение, свобода выбора, поиск способов наиболее ярко и свободно выразить им­пульсы, идущие из глубины души.

При таком подходе задача совершенствования природы человека может быть реализована только с помощью социальных мер, которые поощряют ин­стинктивные тенденции человека.

О людях, живущих на высших уровнях мотива­ции (самоактуализации), можно сказать, что их поступки и поведение чрезвычайно спонтанны, они открыты, простодушны, естественны и потому выразительны.

Они и есть норма. Вот о них мы сейчас и погово­рим.

Одно из основных качеств психологически здо­рового человека - это возможность контроля. По­ведение человека определяется двумя факторами - эмоциями и разумом. Эмоциональное или экспрес­сивное поведение почти не поддается контролю, его трудно скрыть, подавить, подделать.

Требуется усилие, чтобы ее сдержать. И разум­ное поведение требует усилий. Вот и надо так орга­низовать свою деятельность, чтобы то, что хочется делать, одновременно было бы и нужно и целесооб­разно. Тогда у человека не будет противоречий ни с обществом, ни с самим собой. Так, я хочу писать эту книгу, писать ее целесообразно.

Итак, в здоровом человеке гармонично сосуще­ствуют обе тенденции. Он может отказаться от са­моконтроля, но и контролировать себя, может удо­вольствие на время, он вежлив, старается не оби­жать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках. Он способен быть стоиком и эпикурейцем, сдержанным и раскованным, искренним и отчуж­денным, веселым и деловитым. Он живет настоя­щим, но умеет думать и о будущем. Здоровый са­моактуализированный человек универсален в отли­чие от среднестатистического человека, он реализует большую часть возможностей, заложенных в его природе. Он движется к абсолютной человечности, т.е. к полному раскрытию своего человеческого по­тенциала.

А. Маслоу проводил исследование самоактуали­зированных людей. Испытуемыми у него стали зна­комые и друзья, общественные деятели и истори­ческие персонажи.

В результате были отобраны четыре категории испытуемых:

Семь очевидных и два условных примера са­моактуализации (современники, обследованы клинически).

Два очевидных примера самоактуализации, (жившие в прошлом люди - Линкольн и То­мас Джефферсон).

Семь очень условных примеров самоактуали­зации известных людей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Уильям Джеме, Джейн Адаме, Швей­цер, Олдос Хаксли и Спиноза).

Примеры частичной самоактуализации (пять человек).

А. Маслоу считал, что именно по лучшим пред­ставителям нужно судить о человечестве, а не по кар­ликам, уродам, больным, бандитам и хулиганам. Я решил повторить исследование А. Маслоу. И вот сре­ди тех, кто прошел мои тренинги, я нашел людей, которые стали на путь самоактуализации. Это я могу сказать с уверенностью. У них открылись способно­сти, о которых они и не подозревали, появились до­стижения, о которых они и мечтать не могли. А ког­да я в начале работы говорил им об этом, они смот­рели на меня как на сумасшедшего, а не уходили от меня просто только потому, что им некуда было идти. Все остальные врачи и психологи уже от них отка­зались. Вот у них я и нашел признаки самоактуали­зации (признаки психологически здорового челове­ка), описание которых сейчас и начинаю. Надеюсь, что, ориентируясь на них, вы сможете найти свой путь к самоактуализации.

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

Что такое познание

Познавательный процесс представляет собой гармоническое развитие знаний в разных формах и содержаниях. То есть познание понимается как движение разума к знанию, истине, творческая деятельность.

2. Уровни познания: научное и обыденное

Научное познание является определяющим элементом науки как социальной категории. Именно оно превращает ее в инструмент объективного отражения мира, объяснения и предсказания механизмов окружающей природы. Говоря о научном познании, часто его сравнивают с обыденным. Принципиальнейшим различием, которое имеют научное и ненаучное познание, является стремление первого к объективности взглядов, критическому осмыслению предлагаемых теорий.

Обыденное познание является первичной, базовой формой познавательной деятельности человека. Оно присуще не только детям в период активных стадий социализации, но и вообще людям на протяжении всей жизни. Благодаря обыденному познанию человек приобретает знания и навыки, необходимые в ежедневной жизни и деятельности. Часто эти знания обусловлены эмпирическим опытом, однако совершенно не имеют никакой систематизации и тем более теоретического обоснования. Все мы знаем, что нельзя прикасаться к оголенным проводам под напряжением. Однако это вовсе не означает, что каждый из нас ориентируется в законах электродинамики. Такое знание выражается в форме житейского опыта и здравого смысла. Часто оно остается поверхностным, но достаточным для нормальной жизнедеятельности в обществе. Научное познание и научное знание – совершенно иные. Здесь неприемлемы недосказанность и непонимание процессов (общественных, экономических, физических). В этой сфере необходима теоретическая обоснованность, выведение закономерностей и предсказание последующих событий. Дело в том, что научное познание имеет своей целью всестороннее общественное развитие. Глубокое понимание, систематизация процессов во всех касающихся нас сферах и выведение закономерностей помогают не просто укротить их, но и развить, избежать ошибок в дальнейшем. Так, экономическая теория предоставляет возможность предвидеть и смягчить процессы инфляции, избежать экономических и социальных депрессий. Систематизация исторического опыта дает нам понимание общественной эволюции, происхождения государства и права. А научное познание в области физики уже привело человечество к укрощению энергии атома и полетам в космос.

Потребность в знаниях- одна из неотъемлемых характеристик человека

Вся история человечества может быть представлена как ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования информации в компьютерной сети. Современный этап развития общества обычно рассматривается как переход от индустриального общества (основанного на производстве товаров) к обществу постиндустриальному, или информационному (основанному на производстве и распределении знания). В информационном обществе ценность знаний и способов их получения постоянно увеличивается: ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами. В таких условиях проблемы познания приобретают все большую значимость. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом философии, который называется гносеологией (от греч. gnosis - знание + logos - учение), или теорией познания.

Познание в целом - творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире.

Часто познание требует от человека убежденности в своей правоте и особого мужества: многие ученые за свои идеи шли в тюрьмы и на костры. Таким образом, познание имеетсоциальную природу: оно обусловлено внутренними потребностями общества, целями, ценностями, убеждениями людей.

Так как познание является деятельностью, оно имеет общие черты с другими видами деятельности - трудом, обучением, игрой, общением и т.д. Поэтому в познании можно выделить элементы, характерные для любого вида деятельности, - потребность, мотив, цель, средства, результат.

Познавательная потребностьявляется одной из важнейших в структуре потребностей человека и выражена в любопытстве, стремлении к пониманию, духовных исканиях и т.д. Стремление к неизвестному, попытки объяснить непонятное - необходимый элемент жизни человека.

Мотивы познания разнообразны и, как правило, практичны: мы пытаемся узнать что-то о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но мотивы могут быть и теоретическими: человек часто получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.

Цель познания - получение достоверных знаний об исследуемых предметах, явлениях, о мире в целом.В конечном счете познавательная деятельность направлена на достижение истины. Истина в классическом понимании есть соответствие знаний о действительности самой действительности.

Средства познании в науке именуются методами исследования. В их числе можно назвать наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т.д. (ниже они будут рассмотрены подробно).

Действия в процессе познания также многообразны. Например, в научном познании принята такая последовательность действий: выдвижение проблемы, постановка гипотезы, выбор методов, изучение проблемы, выработка теории.

Результат познания - это собственно знания о предмете: его внешних и внутренних характеристиках, свойствах, элементах, связях, историческом развитии и т.п. Отметим, что иногда можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины. Знания могут быть побочным следствием другой деятельности. Н ап ри мер, представления о свойствах разных материалов можно получать в процессе труда или игры. Поэтому можно говорить, что познавательная деятельность вплетена во все другие формы деятельности.

Когда растение поворачивается к свету и лепестки цветка сворачиваются на ночь, то это не называют следствием их знаний. Таковы же в основе своей все безусловные рефлексы животных, вплоть до самых сложных. На их фундаменте строится сложнейшая система условных рефлексов, а далее -динамические стереотипы - относительно устойчивые, строя­щиеся и перестраивающиеся взаимосвязи условных рефлексов. Связи, формирующиеся в динамических стереотипах и между ними, уже можно называть знаниями. В тканях человеческого мозга они воспроизводят - «отражают» явления и процессы окружающего мира.

И.П. Павлов писал: «Движение растений к свету и отыски­вание истины путем математического анализа не есть ли, в сущности, явления одного и того же ряда?» (204, стр. 150). На одной из «сред» он говорил: «Нужно считать, что образова­ние временных связей, т.е. этих «ассоциаций», как они всегда назывались, это и есть понимание, это и есть знание, это и есть приобретение новых знаний. Когда образуется связь, т.е. то, что называется «ассоциацией», это и есть несомненное зна­ние дела, знание определенных отношений внешнего мира, а когда вы в следующий раз пользуетесь ими, то это называет­ся «пониманием», т.е. пользование знаниями, приобретенными связями, - есть понимание» (207, т.2, стр.579).

Животные отличают съедобное от несъедобного, полезное от бесполезного, опасного врага от существа безвредного. Собаки, лошади узнают хозяина. То, чему животное обучает­ся, можно назвать его знанием. Подобные знания приобрета­ются и человеком в раннем младенчестве, но потом они зна­ниями уже не называются. Но ведь есть взрослые люди, кото­рые не знают того, что знают малые дети и даже животные. О перемене погоды животные узнают раньше людей. Как из­вестно, гуси спасли Рим, узнав об опасности прежде людей. Современный ребенок знает то, чего не знали мудрецы древ­ности; взрослый горожанин знает природу хуже деревенского ребенка. Во всех подобных знаниях обобщен практический опыт.

Г. Бонди в книге «Относительность и здравый смысл» пи­шет: «Здравый смысл - это то чудовищное количество опыта, которое мы приобретаем в наши юные годы и из которого мы извлекаем великое множество сведений о мире, в котором живем, и об окружающих нас предметах. Хотя, возможно, в нем содержится кое-что от инстинкта, но в основном здравый смысл - это концентрат опыта» (35, стр.64).

Знания, как первоначально и информация вообще, - обя­зательное условие, а потом и способ удовлетворения потреб­ностей, начиная с простейших биологических. Необходимость в знаниях возрастает вместе с усложнением способа: собира­ние плодов требует меньше знаний, чем охота и рыбная лов­ля; охота - меньше, чем земледелие; чем хуже для земледелия природные условия, чем труднее дело, тем больше нужно зна­ний. Объективная природа цели определяет их необходимый объем. Историк Египта М.З. Гонейм рассказывает: «Через огромный промежуток времени первобытные египтяне научи­лись управлять своей рекой или во всяком случае предугады­вает ее поведение. <...> Наблюдения необходимо было записы­вать, и это, вероятно, послужило одной из основных причин изобретения письменности. Ежегодные разливы уничтожали большое количество межевых знаков. Чтобы затем восстанав­ливать границы полей, понадобилась точная система измере­ний, а это в свою очередь вызвало развитие геометрии, кото­рая впоследствии пригодилась при сооружении зданий» (73, стр. 12) ;


Эмпирические знания первоначально не идут дальше конк­ретной практики: охотник может не иметь понятия о зооло­гии, земледелец - не подозревать о существовании агрономии. Но эмпирические знания человека могут обобщать связи меж­ду явлениями, отстоящими одно от другого на значительных пространственных и временных расстояниях. Расстояния эти могут быть самыми разными, и пока знания остаются приклад­ными, практическое их назначение предопределяет расстояние от причины до следствия. Масштаб обобщений в таких зна­ниях в большинстве случаев бывает меньше осуществимого -доступного человеческому мозгу.

Мозг человека, обслуживающий удовлетворение потребнос­тей, потребности эти трансформирует, развивает и усложняет именно потому, что располагает резервами, не используемыми в обычных условиях, - возможностями строить обобщения и понятия, далеко отходящие от непосредственно воспринимае­мого и ощущаемого и практически в данный момент необхо­димого.

Обобщение, отвлекаясь от ощутимого факта, может совер­шенно порвать связь с ним; так возникают понятия и связи между ними, сконструированные мозгом и отражающие не столько реальную действительность, сколько некоторую мо­дель, отвлеченную от действительности, сконструированную понятиями и продиктованную потребностью. В модели этой реальное может быть вытеснено или искажено до неузнавае­мости экстраполяциями - желаемым или вытекающим из же­ланий, воображаемым.

Подобного рода мечты, фантазии, теоретические выкладки и построения дедукции могут мешать, отвлекая от реальных способов, ходу удовлетворения конкретных потребностей. Эм­пирические знания предостерегают от такой роскоши; в этом, вероятно, назначение здравого смысла - рассудка, формальной логики - в обычной повседневной практике.

Но обстоятельства складываются иногда так, что эмпири­ческих знаний оказывается катастрофически недостаточно. Таковы стихийные бедствия, превратности войн, нашествий, превратности необыкновенных человеческих характеров и по­ступков - преступлений и подвигов. Подобного рода обстоя­тельства возникают без видимой причины; они нарушают норму удовлетворения потребностей, обостряют эти потребно­сти и требуют знаний, которых нет среди прикладных, эмпи­рических.

20.05.2016 17:28

В своих книгах я часто описывал черты невротических личностей, их проблемы и сложности. Какими же характеристиками обладают абсолютно нормальные психологически люди? Каков набор качеств успешного, уверенного в себе человека? Давайте разбираться.

Невротики зачастую видят мир искаженно, сквозь свои ощущения и переживания, сформированные ещё в детстве. Невротик не любит перемены и спонтанность, ему проще существовать в своем выдуманном мире, но при этом он очень зависим от мнения окружающих людей. Психологически здоровый человек - счастлив, занят любимым делом и развивается. Это происходит, когда естественные - основные потребности организма удовлетворены. Определение и уровни потребностей выделил Маслоу, давайте ознакомимся с ними.

1. Потребности физиологические - это первоочередная нужда человека в пище, голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.

2. Потребность безопасности - желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома, на работе. Он боится перемен и хочет постоянности, боится мира и опасностей.

3. Сексуальная потребность - удовлетворение этой потребности - одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей - и тут может возникать ряд проблем.

4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви - каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают. Человека без семьи заполняет одиночество и тревожность.

5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня - потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, также очень плохо отражается на здоровье зависимость от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.

6. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник - картины и т.д.

7. Потребность в понимании и познании - это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.

Любопытство и тяга к новому наиболее заметна у детей, и очень важно поддерживать это желание, а не противодействовать ему. При удовлетворении потребности в познании человек осознает себя счастливым, причастным к происходящему в мире и в жизни в общем, будто он прикасается к истине. Знания - это своего рода наслаждение, от них повышается настроение, обучаясь чему-либо, мы становимся развитее и лучше, поэтому необходимо постоянно подпитывать свой интеллект новой порцией информации.

Потребности делятся на низшие и высшие, Маслоу определил между ними следующие отличия.

Потребности высокого уровня начинают выделяться у развитых индивидов, то есть ряд потребностей свойственны только человеку, так как он обладает интеллектом. Физические потребности присутствуют и у животных - в пище, безопасности и сексе, но удовлетворение резко отличается от человеческого - звери набрасываются на еду, норы себе роют там, где удобно. Человек же учится, работает, зарабатывает деньги, чтобы себя прокормить и приобрести дом.

При индивидуальном развитии сначала проявляются низшие, а затем высшие потребности. Новорожденного беспокоят только физиологические потребности, позже появляется потребность в безопасности, спустя несколько месяцев - потребность в любви. Когда эти потребности удовлетворяются, появляется потребность в самоактуализации, обычно у детей она выявляется рано. Очень важно, чтобы ребенка не пытались переделать родители и учителя, ведь если ребенок хочет быть актером или художником - значит так должно быть.

Низшие потребности - это непосредственно наша физиология и работа организма, поэтому они доминируют и их неудовлетворение заметно сразу. Если потребность стоит очень высоко в структуре потребностей, она не очень важна в процессе выживания, и может долго оставаться невыполненной, при этом никаких угроз жизни не возникнет.

Реализация высших потребностей вызывает наибольшую радость и большое количество эндорфинов. Если человек живет, учитывая и удовлетворяя высшие потребности, он меньше болеет, качество его жизни улучшается, а ее продолжительность увеличивается. Распознать свои высшие потребности - сложная задача, ведь они не такие явные, как низшие. Поэтому понять и выявить их, - это уже большое достижение.Когда человек удовлетворяет свои высшие потребности, он приближается к состоянию гармоничной личности, обретает счастье и спокойствие, ощущает, что его жизнь именно такая, какая и должна быть.

Если человек стремится искать и удовлетворять высшие потребности, то это приводит его к психологическому равновесию и здоровью.Чтобы реализовать высшие потребности нужно значительно больше усилий и подготовки, чем при насыщении низших. Для того, чтобы человек задумался об удовлетворении высших потребностей, необходима благоприятная обстановка. Все мы в детстве мечтали кем-то стать, но если же ребенок не задумывается кем он будет, когда вырастет, значит, все его желания и мечты настолько легко выполняются родителями, что ребенок лишен мотива для будущей деятельности. И это очень плохо. Или же другое неблагоприятное условие - когда родители заставляют ребенка идти учиться на полезную, по их мнению, специальность, и человек в итоге не становится тем, кем он на самом деле должен быть.

Для человека реализация высшей потребности - максимально значимо и ради нее он готов претерпевать различные сложности.С повышением уровня высших потребностей - в человеке увеличивается количество любви. Он счастлив, и количество любимых людей растет. И здесь имеется в виду именно любовь, а не секс.Высшие потребности неэгоистичны, это их важное отличие от низших. Потребность любви ведет к общению и взаимоотношениям с людьми. Поэтому реализация высших потребностей делает человека лучше - и в гражданском, и в социальном плане.

Выполнение высших потребностей - важнейший шаг к самоактуализации. Самоактуализированный человек счастлив, гармоничен и живет в мире с собой. Индивидуализм - это следствие удовлетворения высших потребностей, возможность любить себя, свою жизнь людей в ней.Человек с высоким уровнем потребностей намного восприимчивее к психологическому воздействию.

Голодный человек не сможет воспринять психотерапевтическую помощь.Низшие потребности обладают ограниченностью и четкостью, и необходимость в их удовлетворении более заметна и очевидна, чем реализация потребностей высшего уровня. Голод удовлетворяется едой, но потребность в знаниях не насыщается определенным количеством информации, она бесконечна.

Выявление своих высших потребностей - сложный процесс, но необходимый, так как от этого зависит наше здоровье. Важно, чтобы человек слышал и знал себя, поэтому перед психотерапией стоит задача помочь человеку докопаться до истины, убрать зажимы и внутренние границы, те рамки, которые нам навязывают воспитанием, в школах и институтах.