Минойская цивилизация крита. Критская цивилизация Какое животное почитали в минойской цивилизации

«Минойская цивилизация, зародившаяся на острове Крит ещё в период позднего неолита, в первой половине IV тысячелетия до н. э. является, по сути, колыбелью общеевропейской, получившей распространение в гораздо более поздний период. Да и на самом Крите того времени, собственно до цивилизации, в прямым смысле этого слова, было ещё очень далеко. В этот период, здесь формировалась древнейшая на острове протокультура минойского типа, лишь только делавшая в сторону собственно цивилизации, свои первые шаги.»

Британский археолог и исследователь Артур Эванс, открывший миру минойскую цивилизацию в 1900 году раскопками Кносского дворца , ошибочно полагал, что она имела европейские корни. Однако позже было доказано, что колонизация происходила с востока, с Малой Азии . А Эванс заблуждался не по причине своей ограниченности, а только потому, что в тот момент видел перед собой лишь вершину огромного айсберга, об истинных размерах которого даже не подозревал. Ещё больше спутала карты расшифровка линейного письма Б., Вентрисом и Чедвиком, которое относится уже к микенскому периоду, когда преобладало ахейское влияние, что позволило многим исследователям настаивать на европейской версии. Но дальше всех пошёл Риджуэй, который пытался доказать, что сам Минос, по имени которого и была названа вся культура древних критян, был выходцем с материковой Греции.

Скандалы и споры в учёном семействе продолжаются и по сегодняшний день, и стихнут, очевидно, не скоро. К сожалению, для многих учёных, на первом месте в этом вопросе, стоит задача доказать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не казалась, а историческая достоверность для них, имеет второстепенное значение. С другой стороны, идентификация во многом осложняется ещё и тем, что на разных этапах своего формирования, минойская цивилизация впитала в себя, многие культурные традиции разных народов. В ранний период, на неё оказали немалое влияние культуры Египта, Месопотамии, и особенно Анатолии, что и позволило говорить о её ближневосточном происхождении. В III тысячелетии до н. э. прослеживается сильное влияние Кикладских островов, у которых минойцы, кроме всего прочего, обучились мореходному мастерству. Ну и, конечно же, влияние материковой Греции, что в какой-то период истории Крита стало доминантным, только вот когда это произошло, на этот счёт сейчас не существует единой точки зрения.

Как бы там ни было, вопрос по поводу этнической принадлежности первых минойцев остаётся открытым, и однозначно можно утверждать только одно – они были пришельцами. Многолетние археологические изыскания доказывают, что до эпохи позднего неолита Крит был не заселён. А первые следы жизнедеятельности человека, появляются ближе к периоду ранней бронзы в IV-III тысячелетии до н. э. То есть, уже после колонизации, когда на острове появились первые жилища, высеченные в камне, которые в более поздний период использовались как усыпальницы, для захоронения знатных лиц.

Начиная с первых поселенцев, и до гибели минойской цивилизации , главенствующую роль в их религиозных представлениях играл культ быка , что нашло отражение и в греческой мифологии. Правда греки толковали это по своему – якобы Зевс в обличии белого быка похитил Европу, и, спасаясь от погони, переплыл с ней на Крит, где в одной из пещер родился младенец Минос , тогда же, родилась и легенда. Но интересно другое: культ быка, кроме Крита, был распространён лишь в районе Арслантепе, на территории Восточной Анатолии. Там были найдены аналогичные изображения, и цилиндрические печати с оттиском богини Оранты, так же характерные и для раннеминойской культуры.

Рождение минойской цивилизации большинством историков относится к XXVIII в. до н. э. К этому времени, критяне уже широко использовали изделия из меди, а в некоторых местах осваивалось производство бронзы, но пока ещё в ограниченных масштабах. Благодаря металлическим орудиям труда, произошли коренные перемены в сельском хозяйстве, повысились урожаи выращиваемых ими оливок, винограда, и ячменя, которые превысили их собственные потребности. В этот же период, минойцы утверждались как нация мореходов, а их корабли начали проникать далеко за пределы близлежащих островов, достигли берегов Греции , Малой Азии, Ближнего Востока, и Египта. Всё это создавало предпосылки для зарождения торговли, с достаточно развитыми цивилизациями Восточного Средиземноморья, налаживания культурных связей, и развития пиратства, в котором критяне особо преуспели.

Благодаря высокой производительности труда и избытку продуктов питания, во второй половине III тысячелетия до н. э. на Крите начался резкий прирост населения. А вместе с ним, наблюдается расширение старых поселений, и появление множества новых, в большинстве своём, в восточной части острова. Это ещё не были города, но структура их, приобретала некоторый вид городских общин, тем, что значительная прослойка их населения полностью отходила от земледелия, занимаясь исключительно ремёслами. В каждом поселении, имелись свои гончары и металлурги, снабжавшие соплеменников всем необходимым, получая взамен часть урожая. В этот же период происходит социальное расслоение, выделяются представители знати и жрецы, занявшие привилегированное положение. Племена объединяются в племенные союзы, которые со временем, поглощая менее сильные образования, превращаются в гегемонов, подчиняющих своему влиянию целые регионы. В середине XX в. до н. э. на Крите появились первые государственные образования. Причём, очень интересен тот факт, что возникли они в одно время, словно по команде, приблизительно в 1950 г. до н. э., объединённые вокруг дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Малии, в центральной части острова, и Закросе в восточной. И тут, снова начинается путаница и противоречия, а версии исследователей диаметрально разделяются. Многие учёные сошлись во мнении, что такой резкий и синхронный скачок в эволюции критян, мог быть связан только с одним – новой волной более развитых переселенцев. И по их версии, они то и были собственно "минойцами ”, а так называемая ранняя протоминойская культура , задолго до этого укоренившаяся на острове, никакого отношения к ним не имеет. Якобы, подтверждением этой версии может служить то, что на Крите до сих пор не обнаружено никаких следов промежуточного развития городской культуры. Может плохо искали? Или невнимательно читали отчёты археологов, которые полностью опровергают это утверждение.

Версия о том, что минойскую цивилизацию следует считать таковой, только после 1950 г. до н. э. не выдерживает никакой критики. Прежде всего, потому, что продолжившие раскопки Кносского дворца после Эванса, Федерико Хальберр и Джон Пендлбери доказали, что он был возведён поверх более древних построек, берущих начало ещё со времён позднего неолита. То же, и с остальными дворцовыми комплексами в центральной и восточной части острова. Пендлбери неоднократно отмечал это в своих отчётах. И утверждение, что первые государственные образования на Крите, возникли мгновенно, на голом месте, смехотворно! К тому же, речь идёт о городах, но ведь ни Кносс, ни Фест, ни Малия, ни Закрос, никогда не были городами, и это понятие к ним совершенно не применимо. Но, как и в случае с версией Риджуэя, по поводу европейского происхождения Миноса , у неё немало сторонников. И хотя она в корне не верна, и основывается на скоропалительных выводах, с фальсификацией археологических данных, официальная наука не спешит списывать её со счетов.

Не стоит забывать о том, что минойцы были нацией мореходов, и задолго до XX в. до н. э. имели тесные торговые, политически, и культурные связи народами Восточного Средиземноморья, у которых к тому времени сложились прочные централизованные государства. Совершенно очевидно, что с этого региона на Крит, кроме всего прочего, поступал приток новых идей, в том числе и политических. Поэтому минойцы просто не могли оставаться в стороне, и, имея столь развитую инфраструктуру сохранять первобытнообщинный строй. Они не могли не понимать всей выгоды централизации, выступающей связующим элементом между земледельцами, ремесленниками, и торговцами. Нужна была организующая сила, которая бы объединила разрозненное, практически самобытное производство. И примеры этого были у них перед глазами, не нужно было даже заново придумывать колесо.

О политической системе ранних минойских государств , ничего не известно. Но если принимать во внимание размеры объединявших их центров, таких, как тот же Кносс, становится очевидным, что здесь существовал достаточно развитый и многочисленный государственный аппарат. О форме правления, тоже известно немного, она ещё не была царской, но всё-таки довольно близкой к абсолютизму, и ограничивалась, по всей видимости, только жреческим сословием, занимавшим в иерархии достаточно высокое положение. Все минойские государства имели очень тесные политические связи между собой, на что указывает их параллельное развитие. Кроме того, они устанавливали дипломатические контакты с государствами Малой Азии и Ближнего Востока. Этим и объясняется то, что в тот период на смену арханесскому письму , приходит более совершенное линейное письмо А. использовавшееся в дипломатической переписке. К этому времени, относится также экспансия критян на север, в ходе которой они основали 11 колоний. Известны их поселения на Родосе, Милосе, Китире, Фире, на которой сейчас проводятся многообещающие археологические раскопки .

Примерно в 1700 г. до н. э. в результате сильнейшего землетрясения, все минойские дворцы были разрушены, а остатки их, погибли в пламени грандиозных пожаров, разбушевавшихся вслед за этим. Природные катаклизмы сопровождались народными волнениями, переросшими в масштабное восстание, поколебавшее сами устои минойской государственности. В этой непростой ситуации выстоять удалось только Кноссу. Разрушенный дворец отстроили, причём новый комплекс зданий имел такие потрясающие размеры (около 600 помещений), что тогда и родилась легенда о лабиринте , на который он действительно походил.

В Малии и Закросе, где, по всей видимости, господствовали анархические идеи, ещё длительное время продолжались народные волнения. Со временем, и им удалось отстроить свои дворцы, несмотря на тяжёлое экономическое положение, и к неудовольствию голодающего народа. В Фесте дворец был разрушен настолько, что его даже не стали восстанавливать, его просто забросили, вместо этого построили новый в Агиа-Триаде, неподалёку от прежнего. В целом, для всей минойской цивилизации , землетрясение 1700 г. до н. э. было довольно болезненным ударом, но катастрофическим оно всё-таки не стало. И более того, послужило толчком для нового витка в истории Крита – установлению царской власти. Воспользовавшись беспомощностью своих соседей, к 1650 г. до н. э. правители Кносса расширили свою власть, почти на всю территорию острова, кроме его западной части, где всё ещё сохранялись архаические пережитки.

Сатур Великий , ставший царём всех минойцев, кроме того, ввёл на Крите теократическую форму правления, - он был одновременно и светским правителем, и верховным жрецом. Время правления Сатура стало периодом наивысшего могущества минойской цивилизации, - критский флот безраздельно властвовал уже не только в восточной части Средиземного моря, но и западной. А власть минойского царя, распространялась на большинство островов Эгейского моря , и даже часть континентальной Греции. Должно быть, именно в этот период, и родился миф о Тесее и Минотавре – это было очень символично; афиняне, платящие дань критскому царю, и чудовище, которое бродит в лабиринте.

После смерти Сатура, начался постепенный упадок, не только созданной им империи, но и всей минойской цивилизации . Примерно с 1600 г. до н. э. на Крит начали проникать микенские греки, которые способствовали этому, не в меньшей мере, чем губительные природные процессы. Около 1500 г. до н. э. произошло катастрофическое извержение вулкана на острове Фира (другие названия: Санторин, Тира, Санторини), сопровождавшееся сильными, разрушительными землетрясениями и высокими приливными волнами. Центральная и восточная часть острова лежала в руинах, засыпанная толстым слоем вулканического пепла. Долгое время считалось, что это и стало причиной гибели минойской цивилизации , но археологи доказали, что это не так, после извержения она просуществовала ещё около столетия.

Кносс снова отстроили, но полностью возродиться, и оправиться после такого удара, он так и не смог. В 1450 г. до н. э. началось прямое военное вторжение ахейцев, которые планомерно, по варварски разрушали все, что было минойским, словно бы пытаясь стереть с лица земли любое упоминание об этом народе. В этот период исчезло линейное письмо А. заменённое микенским , безжалостно уничтожались местные традиции, даже похоронные. В 1425 г. до н. э. последнее свидетельство былого величия минойской цивилизации, Кносский дворец погиб в пламени пожарищ, превратившись в жалкие руины, и никогда больше не возрождался.

Территория и население

Официальной датой обнаружения минойской цивилизации считается $16$ марта $1900$ года, когда известнейший археолог Артур Эванс открыл миру развалины кносского дворца и минойское письмо, за что в $1911$ году и был посвящен в рыцари.

Самое же раннее поселение критское поселение датируется $6100$ годом до н.э. Откуда пришли переселенцы неизвестно, но они принесли с собой развитое гончарное ремесло и применяли в строительстве обожженный кирпич. Дома ставили на каменный фундамент, а крышу покрывали хворостом. Пищу готовили на открытом огне, в костровых ямах. Основным материалом для изготовления предметов труда служил обсидиан, который вероятно поступал сюда из Милоса.

Замечание 1

Расселившиеся по территории острова народы не были родственны племенам, проживавшим на материковой части Греции.

Немногим позднее археологи открывают здания, построенные из необожженного кирпича, вероятно, это было связано с изменением климата, который стал менее влажным.

В начале $III$ тысячелетия до н.э., благодаря мощной миграционной волне, заселяются Киклады, восточный и центральный Крит. Судя по образцам посуды, сюда пришли представители малоазийских народов, которые позднее ассимилировались с аборигенным населением. В это время, на Крите проживали худощавые люди с узкими лицами и удлиненными черепами. Средний рост мужчин составлял $157$ см., женщин – $148$ см. Новые племена предпочитали расселяться в восточной части острова на побережье, где климат был более мягким. Они принесли на новое место культуру внутридомовых очагов, строили многокомнатные дома, создавали отдельно стоящие погребения.

Замечание 2

Цивилизация просуществовала до $1400$ года до н.э. Ее назвали минойской по имени царя Крита – Миноса, известного нам, благодаря античной мифологии.

В истории минойской цивилизации принято выделять следующие периоды:

  • Раннеминойский $(2900 – 2100 гг. до н.э.)$
  • Среднеминойский период $(2100 – 1580 гг. до н.э.)$
  • Позднеминойский период $(1580 – 1450 гг. до н.э.)$

Раннеминойский период ($2900 – 2100$ гг. до н.э.)

Начало $III$ тысячелетия до н.э. характеризуется, как и во многих регионах, освоением производства меди, а позднее бронзы. Из сплава олова и бронзы изготавливают оружие, туалетные и ритуальные принадлежности. Жители начинают культивировать оливки, разводить длиннорогих быков. Появляется гончарный круг, а вместе с ним, более совершенная тонкостенная керамика. В украшениях и печатях из слоновой кости и фаянса просматривается влияние Египетской цивилизации.

Происходит крупный сдвиг в области кораблестроения. Началось строительство длинных быстроходных весельных судов, развивается каботажное (прибрежное) плавание.

Появляются города и частная собственность. Начался процесс классообразования. Из племенной знати выделяются первые цари. Большое значение в мировой торговле приобретает Кипр, где находились богатые разработанные медные рудники.

Среднеминойский период ($2100 – 1580$ гг. до н.э.)

Это эпоха складывания критских царств. Начинается общий подъем государств. Развивается культура и экономика. Основная критская колония находится в Кифере, поэтому торговые отношения развиваются в северном и западном направлениях. Постройки этого времени значительно усложняются и совершенствуются. Они приобретают черты минойской культуры: появляются дворцы и разветвленная сеть дорог, со сторожевыми постами между Кноссом и Фестской равниной. Появляется пиктографическое письмо, которое перерастает в линейное письмо «А». Оно состояло из $200$ знаков, и включало в себя слоговые знаки, пиктограммы, обозначавшие целое слово и цифры. Письмена чертились слева направо и из них расшифрованы только те, которые обозначали числа. Минойцы писали на глиняных табличках, черепках, коже, папирусе, пальмовых листьях, коре и печатях. Основная масса найденных табличек, представляет собой финансовую документацию строгой отчетности. Из которых мы черпаем сведения об экономическом уровне критских государств.

Замечание 3

Основной отраслью хозяйства было овцеводство, и соответственно, основным экспортным товаром являлась овечья шерсть.

Кносс и Фест достигают вершины развития экономики и культуры в $1900–1700$ годах до н.э. Около $1700$ года до н.э., и около $1580$ года до н.э. на острове произошло два сильных землетрясения, когда все строения подверглись разрушению. В период между двумя землетрясениями, дворцовые комплексы в Кноссе, Фесте и Маллии подвергались перестройке и расширению. В это время налаживались активные торговые связи с Библом и Угаритом на побережье Сирии, а также с Кикладами. На материковую Грецию критские товары попадали через рынок в Милосе. Сам же Крит стал торговой и культурной столицей региона.

Позднеминойский период ($1580 – 1450$ гг. до н.э.)

Это период высшего расцвета минойской культуры, к которому относятся основные археологические находки критских дворцов: Кносс, Фест, Закро, Маллия. В начале позднеминойской эпохи центр был перенесен в Закро. Два типичных города этого времени найдены в Гурнии и Псире. Для них характерны широкие, мощеные улицы. Дома построенные из небольших камней, смазанных глиной или скрепленных деревянными перегородками. И лишь дом правителя, расположенного на вершине холма, строился из отесанного камня. Дома располагались ярусами по горным склонам, от каждого из них на улицу вели ступени, по которым можно было сразу попасть в гостиную. Для этого периода времени характерен высокий уровень благоустройства: существовал водопровод, канализация, для которой использовались глиняные трубы, скрепленные узкими манжетами. Была разработана отличная система вентиляции и освещения с помощью окон и световых колодцев.

Во время наивысшего расцвета на острове главенствовал Кносс. О его процветании рассказывает богатый дворец с огромными светлыми залами, широкими лестницами, обширными кладовыми и изысканными росписями. Скорее всего, главным источником процветания Кносса было не столько использование внутренних ресурсов, сколько развитая международная торговля. Крит поддерживал тесные связи с Египтом. Основными статьями экспорта были шкуры, масло, фрукты, лес, драгоценные металлы, вино. Обширные торговые связи существовали в районе Эгейского моря. Об этом говорит основание в $1600$ году до н.э. минойских колоний на Родосе, и на побережье Малой Азии в Милете. На Западе моряки добирались до Липарских островов, и Мальты.

В этом ряду главенствовал Египет, который и в более поздний период привлекал торговцев из всего средиземноморского региона. Водные пути в Египет пролегали через цепь зависимых от минойцев островов. И пока они господствовали в море, процветание острову было обеспечено. Такая ситуация складывалась до $1450$ года до н.э., затем, остров резко приходит в упадок и с его господством было покончено. В это время минойские колонисты уходят из Ялиса на Родосе. Крит еще какое-то время оставался процветающим регионом, западная его часть продолжала свое развитие, но дух минойской цивилизации уже растворялся, а спустя некоторое время исчез навсегда. Причины этого явления доподлинно неизвестны. Теории угасания минойской цивилизации:

  • Восстание населения против власти Кносского дворца и его разрушение. Однако, с другой стороны были разрушены все дворцовые комплексы и маловероятно, что это была гражданская война между оседлыми народами.
  • Природная. Извержение вулкана на острове Фера, из-за которого, по всей видимости, на берега Крита обрушилось цунами, разрушившее большинство строений.
  • Нашествие греков-ахейцев. После природной катастрофы, на ослабленный разрушенный остров приходят ахейские племена, которые расселяются по всей его территории. Однако греческая устная традиция ничего не рассказывает об этом завоевании. И разрушения, после прихода микенцев были минимальны, что говорит скорее в пользу мирного расселения, нежели военного похода.
  • Разграбление городов вследствие крупного морского набега. Возможно, его предприняли пираты восточного Средиземноморья с целью сокрушить морское господство Крита и ограбить богатый остров.

Так или иначе, но цивилизация постепенно погибает. До $1380$ года до н.э. критская экономика снова наметила путь к возрождению и развитию. Но спустя некоторое время, произошло новое разрушение всех дворцовых комплексов, после которого, Микенское государство приходит в окончательный упадок и больше не восстанавливается. Эта территория осваивается ахейскими а позднее и дорийскими племенами. И здесь вырастает новая мощная мировая культура.

Минойская цивилизация — относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700—1400 гг. до н. э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе.

Фрагменты Кносского дворца

Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом.

Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности.

Минойская цивилизация. Древний Крит и его обитатели

В среднеминойский период влияние культуры распространилось на материковую Грецию, и в этот же период кикладская культура была ассимилирована минойцами. Вторжение на Крит греков-ахейцев привело не к упадку культуры, а к новому этапу в её развитии — возникновению смешанной микенской культуры, влияние которой распространялось на материковую Грецию, Крит, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья. Коренные критяне продолжали играть, по крайней мере, важную культурную роль в микенской Греции. После дорийского вторжения минойская культура полностью исчезла, а коренное население Крита было ассимилировано греками не позднее IV-III вв. до н. э.

Наследие древних цивилизаций. Минойская культура

Ранний период изучения

В начале XIX века исторические сведения о минойском Крите собрал и проанализировал Роберт Пэшли. Поскольку Крит в те годы принадлежал Турции, у него не было возможности провести раскопки, однако ему удалось установить точное местонахождение города Кидония.

Впервые раскопки Кносского дворца начал в 1878 году критский собиратель древностей Минос Калокеринос, однако раскопки были прерваны турецким правительством. Г. Шлиман, наслышанный о древностях острова, также хотел провести там раскопки, однако после скандала с незаконным вывозом золотых сокровищ из Турции османские власти, в чьём ведении тогда находился Крит, отказали ему.

Официальной датой открытия культуры считается 16 марта 1900 года, когда английский археолог Артур Эванс начал проводить раскопки Кносского дворца.

В 1900—1920 гг. проводились интенсивные раскопки Крита, на материалах которых ещё длительное время основывались представления историков о минойской цивилизации. Раскопками руководили Федерико Хальберр, Луиджи Пернье, Джон Пендлбери и ряд других археологов.

После дешифровки критского письма

Табличка с надписью кипро-минойскийм письмом.


Существенный прорыв в изучении минойской цивилизации произошёл после того, как в 1950-е гг. М. Вентрис при участии Дж. Чедвика дешифровал позднейший вариант критского письма — линейное письмо Б. В результате были получены сведения о позднейшем периоде минойской цивилизации — микенской цивилизации, в которой доминирующую роль играли греки-ахейцы, однако культурная роль минойцев всё ещё была сильной.

До настоящего времени остаётся спорным вопрос о том, с какого времени ахейцы и пеласги заняли доминирующее положение в минойской цивилизации; и легендарная традиция, и археологические свидетельства указывают на то, что это произошло ещё на Крите, до перемещения центра власти в Микены. У. Риджуэй оспаривал корректность созданного Эвансом термина «минойская цивилизация», указывая, что легендарный царь Минос был не «минойцем», а пришельцем с материковой Греции; у точки зрения Риджуэя есть и современные сторонники.

Хронология

Хронологию минойской цивилизации предложил А. Эванс в начале XX века, разделивший минойскую историю на ранне-, средне- и позднеминойский периоды (последний в основном совпадает с существованием микенской цивилизации). Альтернативное членение минойской истории на дворцовые периоды предложил греческий археолог Н. Платон.

Доминойский период Крита

Вплоть до неолита на Крите отсутствуют следы людей. Уже в период раннего неолита на Крите возникают высеченные в скалах жилища, позднее использовавшиеся как гробницы. Особенно много таких скальных жилищ сохранилось у г. Матала.

Пещеры на пляже Маталы


Анатолийское происхождение минойской культуры

Раннеминойская культура не является прямым потомком неолитической культуры Крита, но привнесена с востока через Анатолию. Аналоги в Месопотамии имеют раннеминойская одежда, архитектура, резные печати, культовые образы, и многие другие особенности минойской культуры.

Характерные для минойской культуры культовые изображения быка и богини-«оранты» (с поднятыми руками) встречаются на востоке Анатолии уже в эпоху керамического неолита. В IV тыс. до н. э. в Арслантепе появляются цилиндрические печати, позднее широко распространённые у минойцев, а в III тыс. до н. э. в Бейджесултане сооружают дворец, особенности архитектуры которого напоминают более поздние минойские дворцы.

Цилиндрическая печать из Арслантепе


Согласно одной из гипотез, носители минойской культуры являются потомками халафской культуры, продолжавшей традиции неолитических протогородов Анатолии, которые под натиском предков шумеров (убайдской культуры) мигрировали на Запад и позднее переселились на Крит. От халафской культуры унаследованы такие характерные элементы минойской культуры, как культовый топорик-лабрис или стеатитовые печати.

Лабрис как символ минойской культуры

За рамками данной гипотезы остаётся вопрос о возникновении у минойцев мореплавательных традиций, отсутствовавших у халафской культуры. Также прослеживается влияние соседней с халафской культуры Фикиртепе (культ богини-«оранты», орнамент, конструкция жилых зданий).

Влияние материковой Греции (пеласгов)

С другой стороны, на минойскую культуру оказала влияние культура материковой Греции («пеласгов»). Гомер упоминает пеласгов как народ, населявший Крит наряду с собственно критянами. Орнаменты минойской вазописи имеют гораздо большее сходство с орнаментами керамики материковой Греции (в частности, культуры Винча), чем с довольно бедным орнаментом убайдской культуры.

«Пифосы с медальонами» в Кносском дворце. Названные так по выпуклым дискам, они относятся к среднеминойскому III или позднеминойскому IA периоду. (фото Harrieta171)


Кроме того, в названиях населённых пунктов древнего Крита встречаются характерные для материковой Греции суффиксы -ss-, -nth- и др.

Культурные связи

Фреска Кносского дворца Принц с лилиями, датированная примерно 1550 г. до н. э.

В древнейший период (конец 3 тыс. до н. э.) минойцы, по-видимому, поддерживали контакты с культурой Оциери на Сардинии. Античная традиция считала жителей Сардинии выходцами с Крита, что, однако, даёт историкам мало информации, поскольку на Сардинии сменилось несколько различных по происхождению культур.

По свидетельству Гомера, помимо собственно минойцев (автохтонных критян, этеокритян), на Крите проживали также пеласги (согласно Геродоту и др., прибывшие из Малой Азии или Греции), а также кидоны (малочисленный народ, возможно, родственный минойцам — от них происходит название города Кидония). Ещё в первой половине XX в. многие известные исследователи Крита, несмотря на столь ясное указание, путали пеласгов с собственно критянами. Позднее на остров проникли ахейцы (греки).

Принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели (язык, по-видимому, не является ни индоевропейским, ни родственным этрусскому). Не поддаётся расшифровке Фестский диск, а также всё, что написано линейным письмом «А».

Фестский диск.


Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы.

Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из «народов моря»), а в Угарите — ассимилированы семитами.

В хетто-лувийских надписях Малой Азии Крит не упоминается; по-видимому, Крит контактировал не с хеттами, а с малыми государствами, расположенными вдоль западного побережья Анатолии. Надписи предположительно критского происхождения обнаружены в Трое. Критяне колонизировали ряд островов Эгейского моря (в частности, Киклады), однако их экспансия, по-видимому, столкнулась с соперничеством пеласгов.

Контакты с материковой Грецией, по-видимому, были малочисленными и развились уже после захвата Крита ахейцами.

Закат

Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы — вулканического взрыва (между 1628 и 1500 г. до н. э.) на острове Фера (Санторин), породившего сильнейшее землетрясение и катастрофическое цунами. Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа о гибели Атлантиды.

Боксирующие мальчики (фреска с острова Санторин)

Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

«Рыбак». Минойская фреска с Тиры

До настоящего времени неизвестна точная причина пожаров, уничтоживших окончательно минойские дворцы в 1450 г. до н. э.

РУИНЫ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

После извержения власть на острове захватили ахейцы. Так возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединившая в себе минойские и греческие элементы. В XII веке до н. э. микенская культура была уничтожена дорийцами, которые в итоге заселили Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, из употребления вышло критское письмо. Минойцы скрылись от набегов с моря в высокогорных поселениях, таких, как Карфи. Тем не менее, этеокритский язык (язык автохтонных критян), как и минойские культы, продолжали существовать ещё длительное время. Последние памятники этеокритского языка, записанные греческим алфавитом (одна надпись — также линейным письмом «А»), относятся к III в. до н. э. (тысячелетие спустя после исчезновения Минойской цивилизации).

Наследие древних цивилизаций. Санторин и Тира

Государство

Минойская цивилизация представляла собой государство. Наличие единого правителя (царя или царицы) не доказано, что резко выделяет его среди других средиземноморских государств бронзового века.

Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн).

Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис.

Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка.

Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили многоэтажные, до 5 этажей, дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия).

Как и другие доиндоевропейские религии Европы, минойская религия была не чужда пережитков матриархата.

"Pillar Shrine" within the Minoan palace of Cnossus, Crete. XVI век до н. э.


В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

Культура и технологии

Минойцы строили во дворцах водопроводы, канализацию. Пользовались ванными и бассейнами.

Живопись. Одним из самых популярных мотивов позднего минойского искусства было изображение осьминога.

Религия. Храм в религиозной традиции минойцев отсутствовал. Религиозные обряды совершались на природе, или во дворце. Широко распространено жертвоприношение быков.

Минойская_цивилизация

Начало расцвета критской цивилизации пришелся на 20 - 26 вв. до н.э., когда ее основатели пелазги освоили технику бронзового литья, расширили свои торговые связи с помощью морских экспедиций и принялись возводить величественные дворцы в Фесте и Кноссе. Эта эпоха также ознаменовалась появлением иероглифической письменности с переходом, впоследствии, к слоговому письму.

Расположение Крита не перекрестке морских путей (развитие торговли), религия минойцев и развитие правовой системы, послужили мощным основанием для процветания их культуры, до сих пор поражающей исследователей, как своим могуществом, так и изяществом.

Кносс и минойская цивилизация

В 27 в. до н.э. среди всех остальных городов Крита особо выделился Кносс, который и стал столицей минойского государства. Возглавлял его царь, который был, по всей видимости, сакрализованный, так как на острове и по сей день не найдено никакого изображения, которое можно было бы отнести к категории царского портрета. Это косвенно указывает, на запрет лицезрения правителя, равного богам, простыми смертными. Царский дворец Кносса представляет собой сложный хозяйственно - жилой комплекс помещений, богато украшенный фресками. По поводу того, была ли монархия на древнем Крите тех времен, некоторые ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения. По их мнению, из-за постоянного расширения границ минойского государства, вряд ли оно управлялось из одного центра. Историки склонны видеть в основе государственного устройства Крита некий конфедеративный союз, состоящий из крупных городов, наделенных определенной автономией и объединяющий свои силы для достижения общих целей.

Письменность в минойский перио

Большинство современных историков сходятся во мнении резкого и небывалого подъема минойской культуры, начиная с 1950 г. до н.э. Долгое время оставалось невыясненным, что послужило мощным толчком к такому внезапному ее развитию, пока ученым не удалось расшифровать одно минойское письмо (линейное письмо А), в котором манера написания букв была очень схожа с финикийской. В связи с этим, появилось очень веское основание полагать, что именно финикийцы - искусные торговцы и мореплаватели, были той движущей силой, которая подтолкнула минойскую культуру к ее расцвету.

«Талоссократия»

Произведенные на Крите раскопки, а также отсутствие каких-либо оборонительных сооружений, заставляют историков и археологов предположить, что, в целом, минойцы вели мирную внешнюю политику и ограничивались лишь дружественными торговыми и культурными связями с другими народами. В эпоху процветания Кносса минойцы предпринимали успешные морские экспедиции и устанавливали коммерческие отношения не только с государствами Средиземноморья (Киклады, Микены), но и с более удаленными народами Египта, Месопотамии и Сирии. Минойский флот установил свое полное господство в Восточном Средиземноморье, ведя успешную борьбу с пиратами и основывая свои колонии (более одиннадцати). Судостроительство и мощь минойского флота достигали таких масштабов, что сегодня древний Крит часто называют «талоссократией» или морским государством.

Безусловно, контакты с представителями других культур способствовали перениманию многих ценностей и религиозных верований минойцами, но в тоже время их культура оказала также мощное влияние на развитие своих ближайших соседей: микенцев и кикладцев. В конце - концов, культура Кикладских островов полностью слилась с минойской после 1400 г. до н.э.

Экономическое процветание Крита

Экономическое процветание Крита в минойскую эпоху, обусловило развитие живописи (фрески, преимущественно с морской тематикой), вазописи и процветанию скульптурного искусства. Весь остров покрывается разветвленной сетью дорог, которая служила связующим звеном между всеми городами. Развиваются товарно - денежные отношения, но сами деньги пока еще не появились - в качестве менового товара использовалась бронза.

Гибель минойской цивилизации

К середине 15 в. до н.э. минойская цивилизация внезапно и загадочно приходит к своему концу. О причинах ее гибели спорят до сих пор. Наиболее вероятной сегодня считается версия о природном катаклизме. Предполагают, что извержение вулкана на острове Санторини и возникшие вследствие этого сильное землетрясение и цунами превратило некогда процветающую цивилизацию в руины. Воспользовавшись этой ситуацией, ахейцы (микенцы), пришедшие с материковой части Греции, завоевали Крит и включили его в состав своего государства.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья, минойская(Название «минойская» (соответственно минойцы - народ, населявший Крит в древности) было введено в науку первооткрывателем древнейшей критской культуры А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса.) культура Крита испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока, с одной стороны, и неолитических культур Анатолии, придунайской низменности и балканской Греции - с другой. Время возникновения минойской цивилизации - рубеж III-II тысячелетий до н.э., иначе говоря - конец так называемой эпохи ранней бронзы. Часть Европы ещё покрыта густыми лесами и болотами, но кое-где на карте континента уже можно заметить отдельные очаги земледельческих и земледельческо-скотоводческих культур (юг и юго-восток Европы: Испания, Италия, Подунавье, южнорусские степи, Греция). В это время на Крите появляются причудливые постройки, которые современные археологи обычно именуют «дворцами».

Самый первый из всех критских дворцов был открыт А.Эвансом в Кноссе (центральная часть Крита, неподалеку от северного побережья острова). По преданию, здесь находилась главная резиденция легендарного владыки Крита - царя Миноса. Греки называли дворец Миноса «лабиринтом» (слово, заимствованное ими из какого-то догреческого языка). В греческих мифах лабиринт описывался как огромное здание с множеством комнат и коридоров. Человек, попавший в него, не мог выбраться оттуда без посторонней помощи и неизбежно погибал: в глубине дворца обитал кровожадный Минотавр - чудовище с человеческим туловищем и головой быка. Подвластные Миносу племена и народы обязаны были ежегодно тешить ужасного зверя человеческими жертвами, пока он не был убит знаменитым афинским героем Тесеем. Раскопки действительно обнаружили здание или даже целый комплекс зданий общей площадью 16 000 кв. м, включавший около трехсот помещений самого разнообразного характера и назначения(Следует иметь в виду, что сохранились только первый этаж дворца и подвальные помещения. Первоначально же здание имело два или три этажа в высоту.). Впоследствии аналогичные сооружения были открыты и в других местах на территории Крита.

Своим внешним видом дворец более всего напоминает затейливые театральные декорации под открытым небом: причудливые портики с колоннами, как бы перевернутыми кверху основанием, широкие каменные ступени открытых террас, многочисленные балконы и лоджии, резные каменные украшения на крышах, схематически изображающие «священные» бычьи рога, яркие пятна фресок. Внутренняя планировка отличается крайней беспорядочностью. Жилые комнаты, хозяйственные помещения, соединяющие их коридоры и лестничные переходы, внутренние дворики и световые колодцы расположены без всякой видимой системы и четкого плана. Но при видимой хаотичности дворцовой постройки она все же воспринимается как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствует занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все основные помещения, входившие в состав этого огромного комплекса. Двор бьш вымощен большими гипсовыми плитами и, по-видимому, использовался не для хозяйственных надобностей, а для культовых целей. Возможно, именно здесь устраивались знаменитые игры с быками, изображения которых мы видим на фресках, украшающих стены дворца. Кносский дворец неоднократно приходилось восстанавливать после часто происходивших здесь сильных землетрясений(Кносский и другие дворцы были впервые построены около 2000 г. до н.э., окончательно же были покинуты между XV в. и 1200 г. до н.э.). Новые помещения пристраивались к старым, уже существующим. Комнаты и кладовые как бы нанизывались одна к другой, образуя длинные ряды-анфилады. Отдельно стоящие постройки и группы построек постепенно сливались в единый жилой массив, группирующийся вокруг центрального двора. Дворец был снабжен всем необходимым для того, чтобы жизнь его обитателей была спокойной и удобной. Строители дворца создали даже водопровод и канализацию. Также хорошо была продумана и система вентиляции и освещения. Вся толща здания была прорезана сверху донизу специальными световыми колодцами, по которым солнечный свет и воздух поступали в нижние этажи дворца. Кроме того, этой же цели служили большие окна и открытые веранды. Напомним для сравнения, что древние греки ещё в V в. до н.э. - в пору наивысшего расцвета их культуры - жили в полутемных, душных жилищах и не знали таких элементарных удобств, как ванна и уборная со стоком.

Значительная часть нижнего, цокольного этажа дворца была занята кладовыми, в которых хранились вино, оливковое масло и другие продукты. В полу кладовых были устроены выложенные камнем и перекрытые сверху каменными плитами ямы, в которые ссыпалось зерно.

Во время раскопок кносского дворца археологи нашли множество разнообразных произведений искусства и художественного ремесла, выполненных с большим вкусом и мастерством. Многие из этих вещей были созданы в самом дворце, в специальных мастерских, в которых работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы и ремесленники других профессий, обслуживавшие своим трудом царя и окружающую его знать (помещения мастерских были обнаружены во многих местах на территории дворца). Особого внимания заслуживает настенная живопись, украшавшая внутренние покои, коридоры и портики дворца. Некоторые из этих фресок изображали сцены из жизни природы: растения, птиц, морских животных. На других запечатлены обитатели самого дворца: стройные загорелые мужчины с длинными черными волосами, уложенными прихотливо вьющимися локонами, с тонкой, «осиной» талией и широкими плечами и «дамы» в огромных колоколообразных юбках с множеством оборок и в туго затянутых корсажах, оставляющих грудь совершенно открытой. Одежда мужчин намного проще. Чаще всего она состоит из одной набедренной повязки. Зато на голове у них красуется великолепный убор из птичьих перьев, а на шее и на руках можно разглядеть золотые украшения: ожерелья, браслеты. Люди, изображенные на фресках, участвуют в каких-то сложных и не всегда понятных церемониях. Одни чинно шествуют в торжественной процессии, неся на вытянутых руках священные сосуды с возлияниями для богов, другие плавно кружатся в танце вокруг священного дерева, третьи внимательно наблюдают за каким-то обрядом или представлением, расположившись на ступеньках «театральной площадки».

Минойские художники замечательно владели искусством передачи движения людей и животных. Образцом могут служить великолепные фрески, на которых представлены так называемые «игры с быками». Мы видим на них стремительно несущегося быка и акробата, проделывающего прямо у него на рогах и на спине серию замысловатых сальто. Перед быком и позади него художник изобразил фигуры двух девушек в набедренных повязках, очевидно «ассистенток» акробата. Смысл всей этой сцены не вполне ясен. Мы не знаем, кто участвовал в этом странном и, бесспорно, сопряженном со смертельным риском состязании человека с разъяренным животным и что было его конечной целью. Однако можно с уверенностью сказать, что «игры с быками» не были на Крите простой забавой праздной толпы наподобие современной испанской корриды. Это был религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка.

Сцены игр с быком, пожалуй, единственная тревожная нота в минойском искусстве. Ему совершенно чужды жестокие, кровавые сцены войны и охоты, столь популярные в тогдашнем искусстве стран Ближнего Востока и материковой Греции. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, жизнь минойской элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. Близ острова не было в те времена ни одной значительной морской или иной враждебной державы. Только чувством безопасности можно объяснить тот факт, что все критские дворцы, включая и кносский, оставались на протяжении почти всей их истории неукрепленными.

Разумеется, в произведениях дворцового искусства жизнь минойского общества представлена в идеализированном, приукрашенном виде. В действительности в ней были и свои теневые стороны. Природа острова не всегда была благосклонна к его обитателям. Так, на Крите часто происходили землетрясения, нередко достигавшие разрушительной силы. Если добавить к этому частые в этих местах морские штормы с грозами и ливневыми дождями, засушливые голодные годы, эпидемии, то жизнь минойцев покажется нам не столь уж спокойной и безоблачной.

Для того чтобы защитить себя от стихийных бедствий, жители Крита обращались за помощью к своим многочисленным богам. Центральной фигурой минойского пантеона была великая богиня - «владычица». В произведениях критского искусства (статуэтках и печатях) богиня предстает нам в различных своих воплощениях. Мы видим ее то грозной владычицей диких зверей, повелительницей гор и лесов со всеми их обитателями, то благосклонной покровительницей растительности, прежде всего хлебных злаков и плодовых деревьев, то зловещей царицей подземного мира, держащей в руках извивающихся змей. За этими образами угадываются черты древнего божества плодородия - великой матери людей и животных, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная по крайней мере с эпохи неолита. Рядом с великой богиней, воплощением женственности и материнства, символом вечного обновления природы, мы находим в минойском пантеоне и божество, воплощающее в себе разрушительные силы природы - грозную стихию землетрясения, мощь бушующего моря. Эти наводящие ужас явления воплощались в сознании минойцев в образе могучего и свирепого бога-быка. На некоторых минойских печатях божественный бык изображен в виде фантастического существа - человека с бычьей головой, что сразу же напоминает нам позднейший греческий миф о Минотавре. Чтобы умиротворить грозное божество и успокоить таким образом разгневанную стихию, ему приносились обильные жертвы, в том числе, по-видимому, и человеческие (отголосок этого варварского обряда сохранился в мифе о Минотавре).

Религия играла огромную роль в жизни минойского общества, накладывая свой отпечаток абсолютно на все сферы его духовной и практической деятельности. При раскопках кносского дворца было найдено огромное количество всякого рода культовой утвари, в том числе статуэтки великой богини, священные символы вроде бычьих рогов или двойного топора - лабриса, алтари и столы для жертвоприношений, разнообразные сосуды для возлияний и др. Многие помещения дворца использовались как святилища-для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты - тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений, небольшие домашние часовни и т.п. Сама архитектура дворца, живопись» украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой. Это был дворец-храм, где все обитатели, включая самого царя, его семью, окружающих их придворных «дам» и «кавалеров», выполняли различные жреческие обязанности, участвуя в обрядах, изображения которых мы видим на дворцовых фресках.

На Крите существовала, таким образом, особая форма царской власти, известная в науке под именем «теократии» (так называется одна из разновидностей монархии, при которой светская и духовная власть принадлежит одному и тому же лицу). Особа царя считалась «священной и неприкосновенной». Даже лицезрение его, по-видимому, было запрещено простым смертным. Taк можно объяснить то странное на первый взгляд обстоятельство, что среди произведений минойского искусства нет ни одного» которое можно было бы с уверенностью признать изображением царской персоны. Вся жизнь царя и его домочадцев была строжайшим образом регламентирована и поднята на уровень религиозного ритуала. Цари Кпосса не просто жили и правили - oни священнодействовали. «Святая святых» кпосского дворца, место, где царь-жрец снисходил до общения со своими подданными, приносил жертвы богам и в то же время решал государственные дела,- это его тронный зал, расположенный неподалеку от большого центрального двора. Прежде чем попасть в него, посетители проходили через вестибюль, в котором стояла большая порфировая чаша для ритуальных омовений: очевидно, для того чтобы предстать перед «царскими очами», нужно было предварительно смыть с себя все дурное. Сам тронный зал представляет собой небольшую прямоугольную комнату. Прямо против входа в нем стоит гипсовое кресло с высокой волнистой спинкой - царский трон. Вдоль стен идут облицованные алебастром скамьи, на которых восседали царские советники, высшие жрецы и сановники Кносса. Стены тронного зала расписаны красочными фресками. изображающими грифонов - фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в торжественных застывших позах по обе стороны от трона, как бы оберегая владыку Крита от бед.

Великолепные дворцы критских царей, несметные богатства, хранившиеся в их подвалах и кладовых, обстановка комфорта и изобилия, в которой жили сами цари и их окружение,- все это было создано трудом многих тысяч безымянных земледельцев и ремесленников. К сожалению, о жизни трудового населения Крита нам известно немногое. Оно обитало, по-видимому, за пределами дворцов в разбросанных по полям и горам мелких поселках с убогими глинобитными домами, тесно прижатыми друг к другу, с кривыми, узкими улочками. Они разительно противостоят монументальной архитектуре дворцов, роскоши их внутреннего убранства. Простой и грубый инвентарь погребений, обнаруженные археологами в глухих горных святилищах незамысловатые посвятительные дары в виде грубо вылепленных из глины фигурок людей и животных свидетельствуют о довольно низком жизненном уровне минойской деревни, об отсталости ее культуры в сравнении с утонченной культурой дворцов.

У нас есть все основания считать, что в критском обществе уже сложились характерные для раннеклассового общества отношения господства и подчинения. Так, можно предполагать, что земледельческое население было обложено повинностями, как натуральными, так и трудовыми, в пользу дворца. Оно обязано было доставлять во дворец скот, зерно, масло, вино и другие продукты. Все эти поступления фиксировались дворцовыми писцами на глиняных табличках, из которых к оменту гибели дворца (конец XV в. до н.э.) составился целый архив, насчитывающий около 5000 документов, а затем сдавались в дворцовые кладовые, где, таким о6разом, скапливались огромные запасы продовольствия и других мaтериальных ценностeй. Руками тех же земледельцев строился и перестраивался сам дворец, прокладывались дороги и оросительные каналы, возводились мосты(Наряду со свободными общинниками, очевидно находившимися в податной зависимости от дворца, на него работали, по всей вероятности, и люди, принадлежавшие к категории несвободных (рабы) или полусвободных (слуги и клиенты). Судя по аналогиям с другими раннеклассовыми обществами, существовавшими, например, в странах Ближнего Востока или в позднейшей микенской Греции, этот дворцовый персонал мог быть довольно многочисленным, насчитывая сотни или даже тысячи работников, обученных различным профессиям.). Не следует думать, что все это они делали по принуждению, только потому, что так хотелось царю или его вельможам. Дворец был главным святилищем общины, и элементарное благочестие требовало от поселянина, чтобы он чтил дарами обитавших в святилище богов, отдавая излишки своих-хозяйственных запасов на устройство празднеств и жертвоприношений, а также и сам трудился «во славу божию». Правда, между народом и его богами стояла целая армия посредников - обслуживающий святилище штат профессиональных жрецов во главе со «священным царем». По существу, это была уже сложившаяся, четко оформленная прослойка наследственной жреческой знати, противостоящая всему остальному обществу. Бесконтрольно распоряжаясь запасами, хранившимися в дворцовых складах, жрецы могли львиную долю этих богатств использовать для своих собственных надобностей.

Конечно, наряду с религиозными побуждениями концентрация прибавочного продукта общины в руках дворцовой элиты диктовалась ещё и чисто экономической целесообразностью. Годами скапливавшиеся во дворце запасы продовольствия могли служить резервным фондом на случай голода. За счет этих же запасов обеспечивались пропитанием ремесленники, работавшие па общину. Излишки же, которым не находилось применения в самой общине, шли на продажу в заморские страны: Египет, Сирию, Кипр, где на них можно было выменять товары, отсутствовавшие на самом Крите: золото и медь, слоновую кость и пурпурные ткани. Торговые морские экспедиции в те времена были -сопряжены с большим риском и затратами. Государство, располагавшее необходимыми материальными и людскими ресурсами, было способно организовать и финансировать такое предприятие. Само собой разумеется, что добытые таким путем редкие товары оседали в тех же дворцовых кладовых и уже оттуда распределялись между мастерами-ремесленниками дворца и поселков. Итак, дворец выполнял в минойском обществе универсальные функции, являясь в одно и то же время административным и религиозным центром общины, ее главной житницей, мастерской и центром торговли.

Расцвет минойской цивилизации приходится на XVI - первую половину XV в. до н.э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы. В это время весь Крит был, по-видимому, объединен под властью царей Кносса и стал единым централизованным государством. Об этом свидетельствует сеть удобных широких дорог, проложенных по всему острову и связывавших Кносс, столицу государства, с самыми удаленными его концами. На это же указывает и уже отмеченный факт отсутствия укреплений в Кноссе и других дворцах Крита. Если бы каждый из этих дворцов был столицей самостоятельного государства, его хозяева, вероятно, позаботились бы о своей защите от враждебных соседей. Весьма возможно, что объединение Крита вокруг кносского дворца осуществил знаменитый Минос, о котором столько рассказывают позднейшие греческие мифы(Впрочем, не исключено, что это имя носили многие цари, правившие Критом на протяжении ряда поколении и составлявшие одну династию.). Греческие историки считали Миноса первым талассократом - властителем моря. Про него говорили, что он создал большой военный флот, искоренил пиратство и установил свое господство над всем Эгейским морем, его островами и побережьями. Предание это, по-видимому, не лишено исторического зерна. Действительно, как показывает археология, в XVI в. до н.э. начинается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на о-ве Родос и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики в этих районах. На самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения. На египетских росписях первой половины XV в. до н.э. представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде - передниках и высоких полусапожках, с дарами фараону в руках. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти росписи, Крит был сильнейшей морской державой, и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

В середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. От этого удара минойская культура не смогла более оправиться. С середины XV в. начинается её упадок. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна. Причины катастрофы до сих пор точно не установлены. Греческий археолог С. Маринатос считает, что гибель дворцов и поселений была следствием грандиозного извержения вулкана на о-ве Фера (совр. Санторин) в южной части Эгейского моря(После катастрофы остров, когда-то, видимо, густо заселенный, частично ушел под воду; некоторые отождествляют его с легендарной Атлантидой.- Примеч.ред.). Другие ученые склоняются к тому мнению, что виновниками катастрофы были греки-ахейцы, вторгшиеся на Крит из материковой Греции. Они разграбили и опустошили остров, давно уже привлекавший их своими сказочными богатствами, и подчинили своей власти его население. Действительно, в культуре Кпосса, единственного из критских дворцов, пережившего катастрофу середины XV в., произошли после этого события важные перемены, свидетельствующие о появлении здесь нового народа. Полнокровное реалистичное минойское искусство уступает теперь свое место сухой и безжизненной стилизации. Традиционные для минойской вазовой живописи мотивы - растения, цветы, осьминоги на вазах дворцового стиля - превращаются в абстрактные графические схемы. В это же время в окрестностях Кносса появляются могилы, содержащие множество разнообразных предметов вооружения: бронзовые мечи, кинжалы, шлемы, наконечники стрел и копии, что было совсем не характерно для более ранних минойских погребений. Судя но всему, в этих могилах были похоронены представители ахейской военной знати, обосновавшейся в кносском дворце. Наконец, еще один факт, неоспоримо указывающий на проникновение на Крит новых этнических элементов: в кносском архиве было обнаружено множество документов (так называемая группа линейного письма Б), составленных на греческом (ахейском) языке, и всего два десятка доахенских (линейное письмо А).

Эти документы датируются в основном концом XV в. до н.э. Очевидно, в конце XV или начале XIV в. кносский дворец был разрушен и в дальнейшем никогда уже не восстанавливался полностью. В огне пожара погибли многие замечательные произведения минойского искусства.

С тех пор упадок минойской цивилизации становится необратимым процессом. Она все более вырождается, утрачивая свое неповторимое своеобразие. Крит превращается в глухую, отсталую провинцию. Главный очаг культурного прогресса и цивилизации в районе Эгейского бассейна перемещается теперь на север, на территорию материковой Греции, где в это время достигла высокого расцвета так называемая микенская культура.


Похожая информация.