История конца света является сюжетом мифов. Виды мифов: героические, культовые

как называются мифы о конце света? и получил лучший ответ

Ответ от саня саныч[гуру]
ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЕ МИФЫ
(от греч. зсхатос - «последний») , мифы о конце света.
Для архаических мифологий характерно представление о мировой катастрофе, отделяющей мифологические времена первотворения от настоящего - о потопе, пожаре, исчезновении (уничтожении) первых поколений - великанов и т. п. Первобытные Э. м. далеки от этических установок: так, у кетов серия потопов представляется как «споласкивание земли» , живые существа спасаются на островах; у саами Эсхатологические мифы связаны с мифом о небесной охоте - с гибелью Мяндаша погибнет мир.
Развитым Эсхатологическим мифам соответствовали космогонические мифы о противостоянии сил хаоса и космоса, календарные мифы об умирании божеств природы, представления о смерти и загробном ж-» и особенно об утраченном золотом веке, несовершенстве мира и людей.
Характерны мифы о космических циклах (ср. кальпа) , в мифологии ацтеков - эры четырех солнц: первым воплощением солнца был Геекатхгпока, эра закончилась уничтожением поколения великанов ягуарами; эпоха второго солнца - Нецалъкоатля - завершилась ураганами, люди превратились в обезьян, эра солнца - Тлалока закончилась вселенским пожаром, эра Чалъчиуписуэ - потопом; отсрочить конец пятой эрь; Тонатиу могут регулярные жертвоприношг-ния, призванные поддержать силы богеч.
Представления об упадке добродетели с каждым новым космическим циклом золотого века к железному у Гисиода. ст критаюги к калиюге (см. Юга) в индуистское мифологии] наиболее последовательно разрабатывались в иранской мифологии: трж космические эры воспринимались как эпотте вселенской борьбы добра и зла, Ахурама, и Англо-Майнъю. В последней битве бог» . (ахуры) победят духов зла (ср. скандинавские представления о «судьбе богов» - Рагнарёк мир обновится во вселенском пожаре, праведников спасет саошъянт. Ожидание мессии - спасителя человечества в день Страшного суда - становится главным мотив; » Э. м. иудаизма, христианства, многочисленных мессианских (ср. Мани) и пророчески движений.
Источник:

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как называются мифы о конце света?

Нелегко с Кощеем сладить? Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке? см. ниже:
#yaimg192579#В образе Кощея выражается мир насилия, человеконенавистничества. Несомненно, Кощей -

Мифология - очень интересное культорологическое явление. Значение мифов в современной культуре сложно переоценить, ведь на их основе возникали произведения искусства, литературы, базировались философские учения. Уникальность этого явления заключается и в том, что оно прошло через тысячелетия, сохранившись в памяти поколений. Рассмотрим определение мифа, разберем подробно их виды, а также внесем ясность, чем миф отличается от сказки и легенды.

Миф: определение, свойства, возникновение

Наши далекие предки пытались объяснить всевозможные природные явления, свое место в мире, возникновение Вселенной и ее возможную кончину. Ведь у них не было научных знаний, они не знали физики, астрономии или антропологии. Так и происходило создание мифов. Постепенно, с развитием науки, интерес к мифам ослаб, однако они передавались из уст в уста и таким образом дошли до современности. Это явление - настоящая летопись человеческих знаний и представлений.

Ошибочно полагать, что мифотворчество - прерогатива древних людей. Это не так: и в современности мы встречаемся с этим явлением. В жизни человека до сих пор существует нечто ирреальное, фантастическое. Это и объясняется современными мифами.

В вопросе, чем миф отличается от сказки, следует руководствоваться функциями этих явлений. Сказка призвана научить, воспитать, может, даже развлечь. Совсем другое дело миф, который имеет целью объяснить суть вещей. Ближе всего к нему исследователи ставят волшебные сказки, где природные стихии помогают героям.

Еще более полярные понятия - мифы и легенды. Последние - отражение определенного исторического события, которое всегда воспринимается как реально существующее. Мифы и легенды, и сказки создавал народ.

Космогонические мифы

Космогонический - первый миф любой системы. Здесь говорится о том, как был создан мир. Как правило, творению предшествует хаос (древняя Греция), разрозненность, отсутствие порядка (древний Египет), власть огня и воды (мифология скандинавов) или земли и неба в мировом яйце (мифология древней Индии).

Все космогонические мифы мира объединяет один сюжет: создание системы миропорядка вокруг определенной оси. Это может быть дерево - мировой ясень, как у древних скандинавов, или светила для управления ночью и днем в иудейской традиции. Также «порядок из хаоса» может сотворить брачный союз. Так, в мифологии древней Греции - это Уран и Гея, а в Полинезии - Папа и Ранги. Примечательно, что толчок всему этому действу дает верховное божество: Вишну, Бог.

Антропогонические мифы

Близко по тематике к космогоническим примыкают мифы антропогогические. Некоторые ученые не выделяют их в отдельную группу, а считают составной частью сказаний о возникновении Вселенной. Они повествуют о или супружеской пары. Возникновение первых людей может быть различным. Обобщив мифы мира, придем к выводу, что происходит человек следующими путями:


Астральные, солярные и лунарные мифы

К космогоническим близки виды мифов, рассказывающие о происхождении звезд и планет - астральные. Именно на них основана астрология, которая существует до сих пор. С точки зрения древних созвездия - это трансформированные животные, растения и даже люди (например, охотник). Интересно толкование Млечного Пути в различных мифологиях. Чаще всего это связь между мирами. Древние греки ассоциировали его с молоком Геры, вавилоняне представляли его веревками, удерживающими Землю во Вселенной.

Нашим далеким предкам было свойственно отождествлять определенных божеств или животных с планетами и звездами, они наблюдали их движение по ночному небу, выявляли закономерности. Такими они предстают в мифологиях Китая, ближнего Востока. Именно эти верования дали начало развитию астрологии.

Особое место занимают древние мифы о солнце. Они есть практически во всех мифологиях. В одних - это герои, каким-то образом попавшие на небо, иногда - за проступки (Скандинавия), в других - пара супругов либо брат и сестра, где один (луна) подчиняется другому (солнце). Например, это характерно для

Многие народы отождествляли своих правителей с детьми солнца. Таковыми были мифы народов Египта, Японии, Южной Америки (племя инков).

Этиологические мифы

Мифы, объясняющие возникновение растений, животных, погодных явлений, особенностей ландшафта называются этиологическими. Это очень древние мифы, восходящие к первобытному обществу. Конечно, свойство открывать причину вещей объединяет мифологические верования в целом, однако, именно этиологические нацелено повествуют о происхождении всего, что окружает человека.

На самой первой ступени находятся мифы, которые сейчас нами воспринимаются как сказки народов Австралии, Новой Гвинеи, Адаманских островов. К примеру, они объясняют дневную слепоту летучих мышей, отсутствие хвоста у сумчатого медведя.

На ступеньку выше находятся верования, объясняющие появление растений и животных в принципе. Таковы мифы о происхождении дельфинов из злостных корабельщиков, а пауком является ткачиха Арахна, наказанная Афродитой.

Самые совершенные этиологические верования повествуют о возникновении светил: солнца, луны, небосвода. Такие мифы есть в каждой религии. Например, в Новой Зеландии и Египте появление неба объясняется высшей силой, «оторвавшей» небо от земли. Также мифы народов, абсолютно всех, объясняют суточное и годовое движение солнца по небосводу.

Героические мифы

Герои мифов этой тематики - центр повествования. Рассказывается о жизни, каких-либо подвигах, выполнении непосильных задач. Структура примерно одинакова:

  • Чудесное рождение героя.
  • Подвиги или испытания, навязанные отцом или каким-либо другим близким родственником, также инициатором может быть будущий тесть, вождь племени и даже божество. Как правило, на данном этапе герой - изгнанник: он нарушил общественное табу, совершил преступление.
  • Встреча с будущей женой и брак.
  • Продолжение подвигов.
  • Смерть героя.

Если говорить о мифологии древних греков, то здесь герои мифов - дети бога и смертной женщины. Именно эти верования лежат в основе сказок и других эпических произведений.

Мифы тотемические и культовые

Довольно схожи по тематике следующие виды мифов: тотемические и культовые. Классический пример первых - божества Древнего Египта, у каждого из которых были определенные зооморфные черты: крокодила, кошки, шакала и других. Эти мифы отражают родство определенных людей и тотемов, коими являются животные или растения.

Помимо египетских божеств можно привести в пример мифологию австралийских племен, где священные камни, животные, растения - это перевоплотившиеся жившие некогда зооморфные первопредки. Такие же верования были у папуасов и бушменов.

Весьма часто в тотемических мифах встречается тема брака зооморфного существа и обычного человека. Как правило, так объясняется происхождение народностей. Это есть у киргизов, орочей, корейцев. Отсюда образы сказок о царевне-лягушке или Финисте Ясном Соколе.

Культовые мифы, пожалуй, самые загадочные. Их содержание известно немногим, в основном хранителям культа. Они очень сакральны и повествуют о первопричине какого-либо действа. Классический пример - вакханалии, устраиваемые в честь древнегреческого бога Диониса. Еще один пример - из Древнего Египта. Мифы о и Исиде лежали в основе культового действа, когда Исида искала тело возлюбленного, после чего он воскресал.

Эсхатологические мифы

Логически завершают большинство верований эсхатологические сказания, повествующие о конце света. Эти виды мифов антонимичны космогоническим. Только мир здесь не созидается, а разрушается. Как правило, толчком является оскудение моральных устоев общества. Характерны подобные верования для весьма развитых мифологий. Например, у древних скандинавов, индусов, христиан.

Тематику эсхатологических верований можно разделить на несколько групп:

  1. Описана катастрофа мирового масштаба, отделившая мир мифа от настоящего времени. Таковы представления кетов и саами.
  2. Утрата «золотого века» человечества, его несовершенство. В качестве примера можно привести иранскую мифологию, где описаны три космические эры, каждая по моральным качествам хуже предыдущей. Сюда же можно отнести Рагнарек из мифологии скандинавов - вселенский пожар, которому предстоит обновить планету.
  3. Еще одна тематика - цикличность цивилизаций, где в конце каждого периода случается катастрофа, как бы очищающая Землю. Это, например, эры четырех солнц в мифологии ацтеков. Первая завершается нападением ягуаров, вторая - ураганами, третья - пожаром, а четвертая - потопом.
  4. Мессианство. Ошибочно полагать, что это прерогатива христианских верований. Мифы о богах-мессиях есть и в индуизме (Калки), и исламе (Махди), и буддизме (будда Майтрея).

Календарные мифы

Календарные виды мифов тесно связаны с космогоническими и культовыми. Человечеству было свойственно объяснять смену времен года, дня и ночи, умирания природы осенью и зимой и воскрешения весной.

Эти мысли и нашли отражение в мифах календарных. Они основываются на наблюдениях астрономических явлений, празднествах по случаю вступления в новый календарный год, сбора и посадки урожая. Рассмотрим с позиции этой тематики наиболее интересные мифологии.

Если говорить о смене месяцев в году, здесь прослеживается тесная связь с астральными мифами. Объясняются чередующиеся месяцы с точки зрения знаков зодиака. Особо в этом преуспела месопотамская мифология.

В верованиях древних египтян отвечал за время, его смену и движение светил в астрологии и астрономии Именно благодаря ему год разделен на 365 дней. Последние 5 были выделены для того, чтобы рождались божества Осирис, Сет, Исида и другие. Им и были посвящены пятидневные празднования в конце календарного года. Если говорить о смене дня и ночи - египтяне объясняли это так: бог Ра спускается на лодке в преисподнюю или борются Сет и Гор.

В Древнем Риме каждый календарный месяц был приписан определенному божеству: апрель - Афродите, июнь - Юноне, март - Марсу. Начало каждого месяца определял жрец по новолунию. В примыкающей к римской были божества - горы, отвечающие за смену времен года.

Бог Мардук из мифологии шумеров и аккадцев был ответственным за календарь. Новый год для этих народов начинался в день весеннего равноденствия.

Смена времен года в некоторых мифологиях связана с жизнью и смертью какого-либо божества. Достаточно вспомнить древнегреческую историю о Деметре и Персефоне. Последнюю украл в свое подземное царство Аид. Деметра, будучи богиней плодородия, настолько скучала по дочери, что лишила землю плодородия. Хоть Зевс и обязал Аида вернуть Персефону, она вынуждена была раз в год возвращаться в царство мертвых. С этим и связывали греки смену времен года. Примерно схожие сюжеты с мифическими героями Осирисом, Ярилой, Адонисом, Бальдром.

Современная мифология

Ошибочно считать, что мифотворчеством занимались только древние цивилизации. Это явление характерно и для современности. Отличие современной мифологии в том, что она основана на обширных научных знаниях. Построив мощные телескопы и увидев поверхность Марса, люди стали создавать мифические теории о возможном существовании там жизни, также сюда можно отнести всевозможные объяснения «черных дыр». Можно сказать, что вся современная фантастика - это своего рода мифы, потому что пытается объяснить пока непостижимые явления.

Также трансформацией героических мифов могут считаться такие герои фильмов и комиксов, как Человек-Паук, Бэтмен, Черепашки-ниндзя. Действительно, у каждого из них есть своя история, непринятие обществом (изгнание); они выполняют фантастические подвиги на благо общества.

Стоит также упомянуть современную городскую мифологию. Фантастические существа, ее плоды, появились в сознании людей уже в XX-XXI веках. Наряду с такими существами, как, например, гремлины, появились целые городские мифы.

Как правило, они опираются на исторические реалии конкретного города и его обитателей. Например, истории о подземельях Калининграда и сокровищах, спрятанных там отступающими нацистами во время взятия города советской армией.

Мифология Ближнего Востока Хук Самуэль

Эсхатологический миф (миф о конце света)

Эсхатологические мифы являются отличительной чертой еврейской и христианской мыслительной традиции. Возможно, кое-что они почерпнули из эсхатологии зороастризма. В писаниях пророков, а более всего в апокалиптической литературе значительное место занимает идея катастрофического конца света. Пророки полагали, что «история спасения» должна быть связана с решающим вмешательством божественных сил. «И будет в последние дни», – типичная фраза пророческой литературы. Когда пророки пытаются описать конец света, они вынуждены прибегать к языку мифов. Описание победы Мардука над драконом – повелителем хаоса в вавилонском эпосе о творении мира – дает им картины и образы, необходимые для описания решающей победы Яхве над силами зла. Как божественный акт создания лежит где-то вне исторических реалий и может быть описан только языком мифов, так и божественный акт, который завершает историю, может быть описан только таким же языком. Из иудаизма эсхатологическое использование мифа было перенесено в христианство, где в полном объеме проявилось в Откровении Иоанна Богослова.

Необходимо сказать, что использование этой категории мифов в евангельских текстах ни в коей мере не ставит под сомнение их историческую точность. Однако для тех, кто верит (как это делали пророки и первые ученики Христа), что Бог вошел в историю человечества, в истории есть некоторые моменты, когда случаются события, причины и природа которых лежат за пределами исторических причинных связей. Здесь функция мифа заключается в том, чтобы при помощи символических образов выразить то, что не может быть выражено по-другому. Так миф становится продолжением символизма.

Из книги Богоизбранность. В двух томах. Том 1 автора Лайтман Михаэль

4. В конце дней К читателю: Приступая к чтению этой главы, читатель должен вооружиться правильными определениями всех духовных понятий. В противном случае, в его представлении будут возникать материалистические овеществленные образы, взятые из представлений нашего мира,

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Глава 23 СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ:ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ И АНТИТРИНИТАРНЫЙ КУЛЬТ Основатель культа: его время и «открытия» Культ, на котором мы теперь остановимся, известен под названием Свидетели Иеговы. Рассмотрим его, как учение и практику, особенно потому что он имеет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

Ж. В конце столетия В 1880–е годы зарубежные миссии, руководимые преимущественно теми людьми, которые уже были адвентистами, вдохновились присутствием Елены Уайт в Европе и ее статьями о Европе в церковных газетах, издаваемых на родине. В то же время другие континенты

Из книги Верую. Вера образованных людей автора Сербский Николай Велимирович

3. Эсхатологический Остаток Исайя, более чем другие пророки, объединяет мессианские пророчества с конкретной теологией Остатка и при этом выходит за рамки всех исторических случаев исполнения ветхозаветных пророчеств об Остатке. Исайя предсказывает, что Мессия как

Из книги Размышления о бессмертной душе автора Иоанн (Крестьянкин) Архимандрит

…Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша И пророк, и тайнозритель, прозревая вечность, видели Его: то не было сияние солнца, и не свечение луны или звезд, но все-таки некий неизреченный Свет проникал всюду и

Из книги Иисус Христос автора Каспер Вальтер

О конце мира Из творений митрополита Вениамина (Федченкова)Глубокочтимый батюшка о. Александр!* (*Адресат писем - один из русских священников в Париже, где в то время было несколько иереев с таким именем.- Ред.) Благословен Бог наш, "Имже живем, и движемся, и есмы" (Деян. 17, 28).Вы

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

12. О конце покаянных трудов (Соб. 20-е) 221. Совершенное покаяние состоит в том, чтоб не делать более тех грехов, в коих каемся и в коих обличает нас совесть; доказательством же удовлетворения за них с нашей стороны и их нам прощения служит изгнание из сердец наших и самого

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

О конце времён 1 - В то время поднимется Микаил, великий ангел, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу, - будет избавлен. 2 Многие

Из книги Океан веры [Рассказы о жизни с Богом] автора Черных Наталия Борисовна

О конце времен 1 В то время поднимется Михаил, великий князь, защитник твоего народа. Тогда будет такое бедственное время, какого не было с тех пор, как появились народы, до того времени. Но в то время твой народ - все, чьи имена будут найдены записанными в книгу - будет

Из книги Основы исламского вероучения автора Ханников Александр Александрович

Из книги «Тайны Вечной Книги». Каббалистический комментарий к Торе. Том 1 автора Лайтман Михаэль

Ваххабиты в конце ХХ века Кроме Саудовской Аравии ваххабиты существуют также в Индии, Пакистане, Афганистане, Сирии, Иордании, эмиратах Персидского залива, Индонезии, Средней Азии, Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия) и Северной

Из книги Луг духовный: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов автора Мосх Иоанн

В конце дня шестого – Дальше говорится так:/26/ И СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: «СОЗДАДИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБОЮ МОРСКОЮ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО

Из книги Богословие творения автора Коллектив авторов

IV. Палестина в конце VI века Покоренная некогда римлянами Палестина в VI веке входила в состав Восточной Римской империи. После времен Веспасиана и Адриана, после двух страшных погромов, к VI веку Палестина успела значительно оправиться, главным образом, вследствие того, что

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

4. Первоначальный и эсхатологический моменты Для того чтобы составить верное представление об эсхатологическом моменте, представляется целесообразным снова обратиться к первоначальному моменту. Момент, через который время входит в вечность, точно соответствует тому

Из книги автора

3.5.4. Иной возможный вывод об основном содержании обетованного откровения – эсхатологический суд Божий А. Гэрроу считает, что самым главным в содержании обетованного откровения является эсхатологический суд Божий. В Откр 14 возвещается суд над царством зверя: «Кто

Картина на тему конца света

Человечество созидает, осваивает неизведанные просторы, развивается на культурном и эмоциональном уровне – определяются истоки всего сущего. Из этого вытекает вполне закономерный вопрос: «Когда и чем все закончится?». Таким образом, в различных религиях появляются эсхатологические мифы (мифы о конце света).

В индийской культуре бог Шива разрушает все живое согласно его врожденной функции. Конец света начинается после смерти Кали, жены бога, и он уничтожает мир в пляске. Солнце – священный огонь сжигает все, даже атомы материальных предметов. Мир возобновляется через 12000 лет. Еще один способ окончания жизни в индуизме – по версии мудреца Маркандея. Наша среда обетования – корова на четырех ногах, которая символизирует справедливость. Убирая по одной из своих конечностей, она разрушает мир, и в итоге уберет последнюю ногу.

Мифология Древнего Ирана также подразумевает конец света. Апокалипсис пройдет в три этапа. На первом людям предстоит убить огромного волка, в которого сольются волки мира. Его яд погубит растения и животных. Затем будет борьба со змеей, возникшей по принципу волка. Дэв (дьявол), разбудит дракона из кратера вулкана и начнет разрушать мир, сжигая его. По расплавленной, подобно реке, меди, станут судиться и мертвые, и живые души. Праведники по тончайшему мосту пройдут на небеса, будут жить в мире блага и вегетарианства. Грешники умрут страшной смертью.

В скандинавской мифологии конец света называется Рагнарок («гибель богов»). Это самый жуткий и самый интересный из всех концов света, ведь небожители знают, что он неизбежен. Цепь, на которой сидит волк Фенрир, слабеет от каждого человеческого греха и рвется; зверь пожирает солнце и луну. Змея Ермунганд, что живет в мировом море, выйдет из него, оросит землю и небо ядом. Из подземного царства поднимется корабль, сделанный из ногтей мертвых. Армия тьмы, находящаяся на нем, встретится с Асами (богами) и начнется битва, после которой старый мир погрузится во тьму. Однако молодые боги, не совершавшие ошибок, воскреснут и создадут лучший мир.

В христианстве Апокалипсис раскрывается в Откровении Иоанна Богослова. Бог, опечаленный происходящим в мире, пометит праведников, велит 7 ангелам трубить в трубы и обрушит на землю целый ряд катаклизмов: от огромной саранчи из метеорита до четырех всадников Апокалипсиса. У земной женщины родится Антихрист (сатана), начнет эру человеческих пороков. Он соберет свое войско, которое проиграет в битве с Богом. Отец всего живого станет судить грешников и праведников. Первые падут в геенну огненную, а вторые заживут в счастливом новом мире.

Мусульмане верят, что Судный День известен лишь Аллаху. Когда он посчитает нужным, ангел Исрафил задует в трубу. От этих звуков получится буря, что умертвит все живое. Пошатнется гармония космоса, в результате чего пройдет реорганизация Вселенной. Убиенные оживут и будут судимы. Их жизнь Аллах взвесит на весах: верные попадут в райские сады с девственницами, а грешники сгорят.

По мифологии разных стран хорошо видна ментальность народностей: индусы подчиняются течениям событий, скандинавы сопротивляются во имя посмертной славы, а в христианстве и исламе Апокалипсис – прерогатива грешников. Абсолютно все мировые религии говорят о катаклизмах природы перед всеобщей гибелью.

Нам, по заверению Википедии, предстоит еще пережить концы света начиная с 2014 и заканчивая 3797 годом (по заверению Нострадамуса).

Люди мифологической эпохи предполагали, что космос, — это прекрасное благоустроенное мироздание и вместилище жизни, он постоянно окружен устрашающим хаосом, как гусеница коконом.

Затаившийся на границах мира хаос несет в себе угрозу разрушения: в любой момент космос может снова превратиться в бесформенную массу, быть поглощенным бездной, провалиться в пучину, оказаться проглоченным чудовищем и т. д.

Порой и боги оказывались причастны к силам хаоса, и иногда они выпускали их примерно так, как хозяин спускает с цепи собаку.

Конец мира мог состояться по разным причинам: тут и «снашивание» животворного космического начала, которое периодически случается, и различные катаклизмы вплоть до мировых катастроф. Словом, рано или поздно мир чувствовал космическую усталость, которая завершалась его гибелью.

Космическая усталость в веках

В библейском Апокалипсисе, книге о конечных судьбах мира, рисуется символическая картина последней битвы между Богом и всеми силами зла, воплощенными у Иоанна Богослова в образах двух зверей.

Оодин из них восстал из бездны моря, а другой — из бездны земли. Второй зверь вложил дух в первого, «чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя».

Перед последним великим судом дьявол, этот древний змей и Антихрист, будет «ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» . Местом этой завершающей битвы на исходе времен земных царей назван Армагеддон.

Вероятно, это тайное или символическое название возникло из сочетания еврейского «хар» — «гора» с названием местности Мегиддо. С этим местом на севере Палестины были связаны некоторые важные сражения ветхозаветных времен.

Гибель мира — лейтмотив эсхатологических (от греч. «последний») мифов, которые обнаруживаются во многих мифологических традициях. Когда в Древней Месопотамии созданные богами люди начали стремительно плодиться, шум от них стал невыносим и «земля ревела как дикий бык».

Раздраженный бог Энлиль решил наслать на людей чуму, но превосходящий всех мудростью Атрахасис сумел предотвратить гибель человечества, вовремя принеся жертву богу чумы Намтару. Однако все снова повторилось через 12 столетий.

На этот раз вышедшее из повиновения человечество решили извести засухой, и опять Атрахасис, которому боги даровали вечную жизнь, его спас, умилостивив бога бурь Адада. Но люди продолжали шуметь, и Энлиль вконец лишился сна.

Тогда боги решили наложить запрет на все дары природы, а это уже грозило крупной бедой. Вот тогда-то хитроумный Энки и решил обрушить на людей потоп .

Потоп — самый распространенный вариант гибели мира

Кроме хорошо известного библейского варианта, потопы несли конец света, как рассказывают мифы, и в Древней Индии, и в других странах Азии, и в Америке, и в Австралии, и на островах Новой Гвинеи, и в Полинезии, и в Микронезии, и в Меланезии.

Словом, мифы о потопах известны повсюду, кроме разве что Африки, куда они попали сравнительно поздно под влиянием христианских миссионеров.

Причины, по которым человечество, за исключением немногих избранных, должно быть уничтожено водой, самые различные. В Библии — грехи человеческие, в греческой мифологии — недовольство Зевса ничтожеством людей, в эпосе майя «Пополь-Вух» — неспособность первых людей почитать богов.

Прототипом библейского сказания о потопе послужил шумерский миф. Его текст полностью до нас не дошел, но и по имеющимся фрагментам ясно, что боги решили ниспослать на землю потоп и уничтожить род человеческий.

Потоп заливает землю и в китайской мифологии, но в несколько иной ситуации. Ведающий разливами дух воды Гун-Гун, потерпев поражение от духа огня, решил покончить с собой и стал биться головой о гору Бучжоу, служившую опорой небу. Дух остался жив, но вызвал катастрофу: небесные столбы сломались, земные нити порвались, в результате небо накренилось, а девять частей обитаемого мира раскололись.

Небо не покрывало землю, земля не поддерживала небо, огонь бушевал, вода разливалась, лютые звери пожирали людей, хищные птицы терзали старых и слабых своими когтями.

Положение спасла богиня Нюйва, связанная с землей и плодородием: она сплавила камни пяти цветов и укрепила ими небо, отрезала ноги у черепахи и укрепила ими небосвод, собрала тростниковую золу, чтобы запрудить воды, и заколола черного дракона, чтобы спасти землю.

В австралийской легенде рассказывается, как однажды всю воду проглотила огромная лягушка. Все моря и реки высохли, и рыбы прыгали на раскаленном песке, как на горячих углях. Животные решили спасти положение и нашли, что самый верный выход из него — рассмешить лягушку. Но все их попытки были безуспешны.

Лягушка, как наша сказочная Царевна Несмеяна, ни за что не хотела смеяться, она только раздувала щеки и пучила глаза.

Преуспел, как ни странно, угорь: его ужимки показались лягушке такими уморительными, что она прыснула от смеха, из глаз ее потекли слезы, а изо рта хлынула вода. Это и оказалось причиной потопа.

Разные варианты сценариев светопреставлений сохранила индийская мифология. В ней живописуется картина всех разбушевавшихся стихий, когда потоп звучит заключительным аккордом. В мифах говорится о том, что после многолетней засухи на небе зажгутся семь или двенадцать горящих солнц, которые высушат всю воду и сожгут до основания землю.

Затем по земле промчится огненный ветер, который все сметет на своем пути. На небе появится скопление светящихся облаков в венке полыхающих молний.

Потом небеса разверзнутся, и дождь будет лить непрерывно 12 лет, пока не покроет весь мир, и другие стихии тоже примут в грандиозной картине светопреставления самое деятельное участие, так что от слабого человечества в результате не останется и следа.

А потом и вообще все исчезнет, и сам собою созданный бог, первопричина всего, вберет в себя все ветры и заснет. Настанет ночь Брахмы, и все будет ожидать его пробуждения — начала периода нового сотворения мира.

Мир станет бесконечной и страшной массой воды без единого признака жизни. И лишь на поверхности океана будет покачиваться огромный змей Шеша, на кольцах которого будет спать бог Вишну, и мир не возобновится до тех пор, пока он не проснется...

Полный цикл развития мира завершит космическая катастрофа. Век уничтожения будет страшен: облака не опустятся на землю в виде дождя в течение 100 лет, люди не смогут найти себе пропитание и, мучаясь от голода, начнут поедать друг друга и приблизятся к самой ужасной гибели.

Известны и другие варианты гибели мира

Древние египтяне рассказывали, что Ра, бог-творец, однажды раскаялся в том, что создал человечество, замыслившее против него недоброе. Состарился Ра, «его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури» , и люди перестали почитать его должным образом.

Вот тогда-то он и решил уничтожить людей и послал против них свою любимую дочь, своё око в образе богини-львицы Сехмет, могущественную богиню войны и палящего солнца.

Она устроила невиданную кровавую бойню, уничтожала людей, бродила в их крови и упивалась ею. То ли эта картина разнузданности заставила Ра содрогнуться, то ли он опомнился, но, так или иначе, он решил положить конец истреблению человечества.

Он вылил на пути Сехмет несколько тысяч кувшинов красного пива, и богиня принялась с вожделением пить его, приняв за человеческую кровь. Быстро опьянев, она прекратила свое кровавое дело. А Ра поднялся на спину небесной коровы и продолжал оттуда править миром.

В карело-финской мифологии Лоухи, хозяйка вечно мрачной Похьелы, похитила месяц, который уютно сидел на березе, и Солнце, которое сияло от удовольствия, и утащила все это с собой в Похьелу, да еще прихватила огонь из очагов, чтобы в жилищах людей не стало света.

На земле и на небе наступила непроглядная ночь, затосковали звери и люди, замолкли птицы, но божественный порядок был быстро восстановлен.

В так называемом Дрезденском кодексе, одной из рукописных книг майя, дошедших до наших дней, изображен конец света, как его представляли древние индейцы майя: через все небо вытянулась огромная дождевая змея, изрыгающая потоки воды.

Не менее страшные потоки изливаются из Солнца и Луны; сосуд небесных вод опрокидывает и злобная старая богиня, покровительница наводнений и ливней с устрашающим лицом и когтями тигра.

На ее наряде как символ неизбежной смерти изображены скрещенные кости, а голову ее венчает извивающаяся змея. Под ней — черный бог с беснующимся филином на голове и с копьём, направленным вниз и несущим вселенскую гибель.

Но конец света не воспринимается трагически: старое творение разрушается, чтобы дать место новому.

⚓ Фантазируй, выбирая свою реальность