Первое наказание: превращение воды в кровь. Внеклассное мероприятие по химии «Химические фокусы Основные причины гипертонической болезни

Фокусы::: Вода превращается в... кровь

На столе три стакана и непрозрачный сосуд. Вы говорите, что в сосуде простая вода, которая сейчас превратится в кровь. Чтобы убедить зрителей, будто в сосуде вода (а поскольку это так и есть) то можно в доказательство отпить из сосуда несколько глотков. А затем вы наполняете все стаканы водой из сосуда. Не произойдет ровным счетом ничего. Переливаете всю воду обратно в сосуд из всех стаканов, кроме одного. Жидкость в сосуде станет красной, словно кровь, делаете эффектную паузу, говорите что в сосуде уже не вода а кровь - выливаете ее обратно в стаканы. Теперь все зрители убеждаются в этом. Вновь слейте содержимое стаканов в сосуд - на этот раз из всех трех. Жидкость обесцветится, "кровь" превратится в "воду" , которую вы опять разольете по стаканам. Однако пить ее уже не надо.

Секрет фокуса:

Сосудом послужит стеклянная банка, оклеенная цветной бумагой; для большей таинственности нарисуйте на бумаге алхимические символы. В банку налейте воду. Приготовьте три чистых стакана: в один стакан капните несколько капель уксусной кислоты и пометьте для себя его (именно из него сначала воду вы не будете выливать в сосуд), в другой - ложечку кальцинированной соды, а в третий - несколько капель раствора фенолфталеина (Соду залейте малым количеством воды и размешайте). Далее никакого секрета нет - все сделает за вас химия.

  • Индикаторы - фенолфталеин
  • Индикаторы из природных веществ
  • Индикаторы из соков и компотов
  • Испытание пищевых продуктов на кислотность
  • Как отличить кислоты от оснований
  • Как отличить основания от кислот
  • Как удалить пятно от марганцовки
  • Крахмал окрашивается под действием йода
  • Крахмал утрачивает окраску при действии сульфита натрия и соды
  • Марганцовка окрашивает раствор
  • Марганцовка очищает воду
  • Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе
  • Образование хлопьев при реакции марганцовки с сульфитом натрия
  • Получение углекислого газа из лимонада или минеральной воды
  • Помутнение известковой воды под действием углекислого газа
  • Превращение воды в кровь
  • Превращение чая в воду
  • Приготовление известковой воды
  • Скорость реакции - опыты с содой и уксусом

Чудесам для разминки требуются:

Если чего-нибудь не раздобудешь, неважно. Пропусти опыт и переходи к следующему. Но описание пропущенного опыта прочитай: когда-нибудь, при удобном случае, к нему можно и вернуться.

Для первого опыта нужны два вещества, которые, наверное, найдутся дома: пищевая сода (химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия) и уксус. Налей в стакан воды на треть, добавь несколько капель уксуса, а потом набери примерно четверть чайной ложки соды и высыпь ее в стакан. Смесь сразу же запузырится, как будто вскипит. Так и должно быть: из раствора выделяется углекислый газ, тот самый, что в лимонаде и в газированной воде.

Теперь чуть изменим опыт: соду в раствор уксуса не высыпай, а опускай прямо в ложке и сразу размешивай. Вот теперь кипение так кипение - жидкость в стакане бурлит и клокочет.

Давай испробуем и третий вариант. Приготовь чистую стеклянную пластинку или кафельную плитку, положи ее на стол и капни в середину немного воды, чтобы получилась небольшая лужица. В двух пузырьках приготовь по отдельности два раствора: все той же пищевой соды (немного порошка разболтай в воде) и уксуса (капни в пузырек с водой несколько капель). Из растворов соды и уксуса устрой еще две лужицы, по бокам от первой - той, что из чистой воды. А теперь возьми палочку или пластмассовую соломинку и аккуратно, чтобы случайно не перемешать жидкости, соедини крайние лужицы со средней каналами.

Имей терпение. Один раствор слева, другой - справа, и нужно время, чтобы они встретились. А как только они встретятся, то примерно посередине, на границе между областью соды и областью уксуса, появятся пузырьки.

Сделав первый химический опыт (может быть, первый в жизни), не мешает передохнуть и поразмыслить. Давай подумаем о том, отчего сода и уксус взаимодействуют друг с другом то бурно, а то лениво, не торопясь.

Все вещества состоят из молекул - это тебе, надо полагать, известно. Углекислый газ в нашем опыте выделяется, как только молекулы соды и молекулы уксуса соприкоснутся. Когда ты всыпал соду в раствор уксуса, она тоже стала растворяться в воде и ее молекулы начали сталкиваться с молекулами уксуса. Говорят, что началась реакция - этим словом химики называют превращения веществ, их взаимодействие. Запомни его, пожалуйста, оно еще не раз встретится, и не только в этой книжке.

А потом ты принялся размешивать содержимое стакана. И конечно, помог большему числу молекул соды и уксуса встретиться, столкнуться, соединиться. При этом интенсивно высвобождались молекулы углекислого газа - и жидкость словно вскипела.

В третьем же опыте, с лужицами на стекле, мы все сделали наоборот: разделили молекулы, помешали им сразу встретиться. Однако вспомни, как распространяется по квартире запах варенья или духов - пройдет некоторое время, пока их молекулы достигнут, наконец, твоего носа и ты ощутишь приятный аромат. Вот так же неспешно двигались в воде многочисленные молекулы соды и уксуса, а когда встретились посередине лужицы, то сообщили об этом пузырьками...

Опыт совсем простой, а объяснения долгие. Дальше будет большей частью наоборот. Но здесь, на нехитром примере, ты узнал сразу немало нового: что такое химическая реакция, с чего она начинается (помнишь - со встречи молекул), как эту встречу ускорить или замедлить. На всякий случай добавлю, что очень часто для ускорения реакции, для ее усиления вещества нагревают. По мере нагрева молекулы движутся все быстрее и быстрее, поэтому им еще легче, даже без нашей помощи, найти друг друга и вступить в реакцию.

И последнее замечание, прежде чем мы перейдем к следующим опытам. Все, что происходит в колбах, стаканах и пузырьках, химики умеют сокращенно записывать в виде формул и уравнений. В нашем случае они бы написали так:

NaHCO 3 +СН3СООН =CH 3 COONa +Н 2 O + СO 2 .

Но для тех, кто еще химии не знает, такая запись - как ребус без отгадки. Поэтому там, где нужно, будем описывать реакцию полностью, словами. В нашем случае так: при реакции соды с уксусной кислотой образуются ацетат натрия, вода и углекислый газ. Объяснение долгое, но означает оно то же самое, что написано в уравнении.

Продолжаем разминку. Проведем несколько красивых опытов один за другим и без особых объяснений. Но сначала купи в аптеке пузырек настойки йода, пачку фенолфталеина и пипетку. Да, пожалуй, еще, чтобы лишний раз не ходить, по флакончику нашатырного спирта и хлорида кальция. Все это стоит буквально копейки. Флакончики поставь на место, а таблетки фенолфталеина растолки в порошок, всыпь в стакан и налей в него на два-три пальца воды. Размешай как следует, дай постоять и перелей жидкость без осадка в чистый пузырек. Чтобы не спутать, приклей к пузырьку, как мы договорились, этикетку с такой надписью: "Раствор фенолфталеина".

В два чистых стакана налей воды из-под крана - не больше, чем на треть высоты. В первый стакан капни пипеткой две-три капли раствора фенолфталеина, во второй - насыпь полчайной ложки кальцинированной (стиральной) соды и размешай. Обе жидкости совершенно прозрачны. Но как только ты перельешь жидкость из одного стакана в другой, смесь станет малиново-красной. Выглядит совсем как фокус. А химики очень часто используют эту реакцию. Она помогает им сразу распознать вещества - наподобие тех, что находятся в растворе стиральной соды. Таких веществ есть немало; их общее имя - основания.

Давай теперь обесцветим красную жидкость из предыдущего опыта. А сделать это проще простого. У оснований есть противники, с которыми они не могут ужиться вместе: это кислоты. В том числе и уксусная кислота. Несколько чайных ложек уксуса, добавленных к малиновому раствору, сделают его опять бесцветным. А попутно вырвется на свободу углекислый газ (как и в опытах с пищевой содой).

Это свойство - вступать в реакцию с основаниями - присуще всем кислотам, не одной только уксусной. Можешь взять вместо нее, скажем, лимонную кислоту, растворив несколько крупинок в воде; результат будет тот же.

А есть ли у нас еще какое-нибудь вещество, которое окрашивало бы фенолфталеин в красный цвет? Есть: нашатырный спирт. Капни несколько капель в пузырек или стакан, разведи водой, добавь фенолфталеина - жидкость и покраснеет. Налей немного кислоты - окраска исчезнет. Только не бери нашатырного спирта помногу: у него резкий, неприятный запах.

Такие вещества, как фенолфталеин, называют индикаторами. Это латинское слово означает "указатель"; иными словами, вещество указывает, есть ли в растворе основание или кислота. Индикатором может служить, например, отвар свеклы: в присутствии кислоты он становится более ярким. Теперь ты понимаешь, зачем в борщ иногда добавляют немного кислоты? Правильно, чтобы он в тарелках выглядел красиво.

И в листьях краснокочанной капусты есть подобные вещества. Прокипяти немного такой капусты в кастрюльке с водой и перелей отвар в стакан. В другой стакан капни на дно несколько капель нашатырного спирта. А теперь добавь туда капустного отвара. Он из сине-красного сразу станет зеленоватым: так капуста реагирует на основание. Добавь немного кислоты и посмотри, что из этого выйдет.

Если есть охота, можешь проверить индикаторные способности других цветных отваров. Например, из свежих или сушеных ягод черники, ежевики, малины, смородины. Или из ярко окрашенных фруктов - темной сливы, граната, вишни. А также из некоторых цветочных лепестков: ириса, фиалки, пиона.

Удобнее всего пропитать отваром ягод и лепестков узкие полоски белой бумаги и при необходимости погружать эти полоски в испытуемый раствор. Химики очень часто пользуются именно такой заранее пропитанной и высушенной бумагой (она называется индикаторной).

Если, например, отвар темно- красных лепестков пиона сам по себе имеет фиолетовый цвет, то индикаторная бумага, пропитанная таким отваром, в растворах кислот становится красной, а в растворах оснований - сначала синей, а потом желтой.

Возможно, красящие вещества некоторых растений будут очень плохо переходить в горячую воду, и яркого отвара из них не удастся приготовить. Тогда другую порцию ягод или лепестков можно залить небольшим количеством одеколона или ацетона; они-то наверняка растворят красящие вещества. Но помни, пожалуйста: эти жидкости легко загораются, поэтому, работая с ними, обязательно следи, чтобы рядом никто не зажег спичку, не включил газ.

А еще индикатор можно приготовить из соков, разбавленных водою, или из компотов. Чтобы пропитать несколько десятков бумажных полосок, хватит половины стакана компота, так что вряд ли тебя кто-нибудь упрекнет в расточительности. А работают "компотные" кислотно-щелочные индикаторы очень неплохо. Например, индикатор из черносмородинового компота в растворе кислоты будет отчетливо красным, в растворе основания - явно синим...

Впрочем, не станем тебе подсказывать. Ты и сам сможешь уже испытать самодельные индикаторы и выяснить, как они ведут себя при разных обстоятельствах. Но, пожалуйста, не доверяй все своей памяти: запиши непременно, как меняется цвет, когда твой самодельный индикатор встречается с кислотой или с основанием. Я бы советовал тебе сделать табличку (так удобнее), но можещь записывать подряд на листе бумаги. Потом эти записи тебе наверняка пригодятся, потому что индикаторы очень часто бывают нужны для химических опытов. И в этой книжке ты встретишься с ними еще не раз.

А пока попробуй проверить, какие свойства - кислоты или основания - у различных пищевых продуктов. Для опыта возьми молоко, кефир, лимонад, минеральную воду, бульон и т. п. Чтобы не переводить впустую продукты, отлей немного жидкости в пузырек и опускай туда пропитанные заранее индикатором бумажные полоски.

Испытай на кислотность и другие вещества. Например, раствор какого-нибудь отбеливающего средства или препарата для чистки раковин. Ты увидишь, что иногда такие средства показывают реакцию, характерную для кислот, иногда - для оснований. Это не случайно: ведь от кислотности зависит чистящая и моющая способность. Поэтому химики и инженеры, разрабатывая каждый новый препарат, заранее подбирают для него наилучшее соотношение кислот и оснований.

Да, вот еще что: после некоторой тренировки все эти опыты с индикаторами ты, если захочешь, можешь показывать своим товарищам как фокусы. Подумай сам, какие заклинания сказать, чтобы фокус оставил неизгладимое впечатление. Надеюсь, ты догадаешься упомянуть заранее о "превращении воды в кровь" или о чем-нибудь подобном. В конце концов даже эти несложные подготовительные химические превращения мы тоже можем считать чудесами...

На первый случай готов подсказать тебе, как поставить фокус с "водой" и "кровью", хотя, если бы ты сам придумал что-то свое, было бы еще лучше. Вот мой совет. Оклей стеклянную банку цветной бумагой и, если хочешь, нарисуй на ней какие-нибудь таинственные знаки. Приготовь несколько чистых стаканов. Вообще-то достаточно трех, но, чтобы зрители думали, будто фокус очень сложен, лучше взять пять-шесть стаканов. В один стакан добавь несколько капель любой кислоты и как- нибудь его пометь, чтобы сразу можно было отличить этот стакан от остальных. В другой стакан насыпь немножко стиральной соды, залей ее водой и размешай. В третий стакан, понятное дело, капни немного раствора фенолфталеина. В банку налей самую обычную воду.

Теперь сам фокус. Скажи зрителям, что в банке чистая вода, и, чтобы показать, что это правда, отпей для убедительности глоток-другой. Потом наполни все стаканы водой из банки: вода останется прозрачной. Затем воду из всех стаканов (кроме того, конечно, в котором кислота) влей обратно в банку. Жидкость в ней станет красной. Зрители убедятся в этом, если вылить ее в пустые стаканы: "вода" превратилась в "кровь"!

Вновь слей содержимое всех стаканов в банку - именно всех, включая стакан с кислотой. Жидкость, как ты понимаешь, обесцветится. Разлей ее по стаканам и покажи зрителям: "кровь" стала "водой". Не забудь, конечно, про заклинания. Но помни: теперь эту "воду" пить ни в коем случае нельзя!

Переходим к йодной настойке, которую мы недавно покупали в аптеке. Простоты ради эту настойку часто называют просто йодом, что коротко, хотя и неточно, потому что в ней, кроме йода, есть и другие вещества. Но для нас важен именно йод.

Итак, отлей немного йодной настойки в чистый флакончик и разбавь примерно таким же количеством воды. Теперь достань картофелину, разрежь ее ножом и на свежий срез капни из пипетки каплю разбавленной настойки. Картошка на глазах посинеет.

Но картофель, как и почти всякая другая пища, состоит из многих веществ. Какое же из них синеет под действием йода?

Синеет крахмал. Его, кстати, обычно и делают из картофеля (хотя иногда из кукурузы или риса). Дома, пожалуй, найдется немного крахмала (любого). Чайную ложку крахмала разболтай в половине стакана холодной воды - получится что-то вроде молока. Капни несколько капель йода, и "молоко" поголубеет.

Разумеется, это прекрасная основа для еще одного фокуса, только надо заранее капнуть йод в другой стакан и дать ему высохнуть. Если потом вылить туда "молоко", предварительно "приказав" ему посинеть, оно немедленно "послушается"...

Сложное вещество, которое образуется при соединении йода с крахмалом, довольно неустойчиво, и окраска вскоре исчезает. Этот процесс можно еще ускорить. В фотомагазинах продают сульфит натрия; купи один пакетик. А если его не окажется, то сгодится содержимое большого патрона обычного проявителя для фотопленок - в нем находится то же вещество, только с добавками, которые нам не помешают. Раствори немного сульфита натрия в воде. Снова разрежь картофелину, капни на нее, как и прежде, разбавленную йодную настойку и, полюбовавшись синевой, капни на то же место раствор сульфита натрия. Окраска сразу же исчезнет. (Остаток сульфита натрия не выбрасывай - пригодится.)

А вот еще способ, как избавиться от синевы. Четверть чайной ложки крахмала залей половиной стакана холодной воды, размешай и подогрей в кастрюльке, время от времени помешивая. У тебя получится жидкий клейстер. Остуди его и добавь несколько капель йода, чтобы крахмальная жидкость стала синей. Тем временем в другой стакан налей воды до половины и насыпь немного стиральной соды. Теперь влей туда, не торопясь, синий крахмальный раствор - его окраска на глазах исчезнет. Но если лить и дальше, то окраска вновь появится и будет становиться все ярче.

В фотомагазине продают еще одно вещество, которое называют по-разному: тиосульфат натрия, гипосульфит. Это вещество тоже реагирует с йодом, причем очень наглядно. Налей в стакан воды до половины и добавь несколько капель йода, чтобы получился раствор, по цвету похожий на чай. А теперь набери деревянной палочкой или чайной ложкой немного тиосульфата, высыпь его в этот "чай". И размешай ложечкой. "Чай" тут же превратится в "воду". Тоже, кстати, неплохо для фокуса...

Не надоела разминка? Тогда продолжаем. Займемся вплотную углекислым газом. Тем более что до сих пор мы имели дело только с жидкостями и порошками, а всякий настоящий химик должен уметь обращаться и с газами.

Углекислый газ мы добудем хотя бы из бутылки с минеральной водой (или лимонадом). Надо только, чтобы он не разлетелся во все стороны, а попал, куда ему следует. Лучше всего поступить так: в пробке (корковой или пластмассовой) проделать отверстие, плотно вставить в него стеклянную трубку, на нее надеть резиновую трубку, в другой конец резиновой трубки вставить еще одну трубку (хотя бы от пипетки), и ее направить, куда требуется. Но можно на скорую руку приготовить устройство и попроще: взять немного теста (посоветуйся с мамой или с бабушкой) и любую гибкую трубочку. Как только откроешь бутылку, вставляй в нее трубочку и быстро замазывай горлышко тестом. Газу некуда больше деваться, как только идти в трубку...

А выпускать углекислый газ мы будем в известковую воду. Попроси на стройке совсем немного, буквально несколько граммов, гашеной извести - наверное, тебе не откажут. Измельчи ее как следует и положи половину чайной ложки извести в стакан. Залей горячей водой до середины стакана, размешай и дай постоять с полчаса; внизу останется осадок, сверху будет прозрачный раствор, который называют известковой водой. Аккуратно, по стенке, чтобы не поднять со дна стакана белый осадок, слей ее в другой стакан.

Если ты не достанешь гашеную известь, вот рецепт для ее самостоятельного приготовления: разбавь водой аптечный раствор хлорида кальция и добавляй по каплям нашатырный спирт, пока не появится обильная белая муть. И в этом случае дай жидкости отстояться. Прозрачный раствор, который ты перельешь в другой стакан, окажется той же самой известковой водой.

Теперь возьми бутылку с лимонадом или другим шипучим напитком, открой и сразу вставь в горлышко пробку с трубкой или замажь трубку тестом. Другой конец трубки опусти в стакан с прозрачной известковой водой. Из лимонада побегут пузырьки углекислого газа. Если они бегут медленно, поставь бутылку в теплую воду. Эти пузырьки, попадая в известковую воду, делают ее мутной, белесой, словно молоко. На самом деле здесь образуется вещество, которое химики называют карбонатом кальция. Его знает каждый школьник. И ты с ним не раз имел дело. Потому что карбонат кальция - это самый обычный мел. И понятно, что мелкие его частицы делают воду похожей на молоко.

Но не торопись прекращать опыт! Пожертвуй на науку еще одну бутылку лимонада (тем более что после опыта его можно и выпить, хотя, увы, он будет почти без пузырьков). Вновь быстро закрой бутылку пробкой или тестом и продолжай пропускать углекислый газ через известковую воду. Пройдет не так уж много времени, и раствор опять станет прозрачным! Это углекислый газ вступил в реакцию с только что образовавшимся мелом и появилось новое вещество - гидрокарбонат кальция. Оно, в отличие от мела, хорошо растворяется в воде.

Углекислый газ для таких опытов можно получить и без лимонада. Вообще без всяких устройств и приборов. С помощью твоих собственных легких.

Ты наверняка знаешь, что воздух, который мы выдыхаем, содержит много углекислого газа. А если так, то, значит, и от него должна мутнеть известковая вода. Давай проверим.

Известковую воду придется приготовить заново (она не может стоять долго - помутнеет сама по себе). Когда она отстоится, слей, как и прежде, прозрачный раствор в чистый стакан.

Каким бы способом ты ни получил известковую воду, налей ее в небольшой аптечный флакончик (или в пробирку, если она у тебя есть), вставь стеклянную трубочку или соломинку и подуй в нее несколько раз, стараясь дышать поглубже. Вода замутится, а это верный признак того, что в воздухе, который ты выдыхаешь, есть углекислый газ. Если хочешь, дай подышать в трубочку и приятелям, только не забывай перед каждым опытом менять мутную известковую воду на прозрачную.

Такой опыт можно сделать и цветным, чтобы, к примеру, показывать фокус. Дело в том, что известковая вода, как и стиральная сода, окрашивается фенолфталеином в красный цвет. А когда содержащаяся в ней гашеная известь превращается в мел, фенолфталеин на нее больше не действует, и окраска исчезает.

Догадался, как будет выглядеть опыт?

Вот так: в свежую известковую воду добавим несколько капель раствора фенолфталеина, нальем красный раствор в пробирку или пузырек и подуем через трубку. Красное станет белесым.

А вот вариант этого опыта: немножко стиральной соды, буквально на кончике ложки, насыпь в пузырек, залей (но не доверху) водой, капни 2 - 3 капли фенолфталеина. А потом подуй в розовый раствор. Окраска и на этот раз пропадет, только жидкость будет не мутной, а прозрачной.

Разминка подходит к концу, еще немного - и примемся с тобой за чудеса посерьезнее. Какое бы химическое упражнение сделать напоследок? Давай вот это - с "марганцовкой" из аптечки. Если ты внимательно прочитаешь, что написано на этикетке, то узнаешь, что полное химическое имя этого вещества - перманганат калия. Почти черные крупинки перманганата, растворяясь в воде, дают яркий фиолетово-красный раствор. Совсем малое количество вещества, буквально щепотка, может окрасить много литров воды. Брось несколько крупинок в стакан, залей водой и размешай.

Вылей половину раствора в раковину и долей стакан водой доверху (старайся выливать так, чтобы не запачкать раковину, иначе потом ее придется долго отмывать). Опять отлей половину стакана и долей воды. И так - еще десять, даже двадцать раз. Цвет будет постепенно бледнеть, но очень долго он останется розовым, хотя, кажется, при таком разбавлении там, в воде, и нет уже почти "марганцовки".

У тебя, конечно, остался от предыдущих опытов сульфит натрия - тот, что из фотомагазина. Немножко сульфита - скажем, четверть чайной ложки или даже меньше - раствори в пузырьке с водой. А в три других пузырька налей, но не доверху, растворы перманганата калия. В первом раствор пусть будет темно-фиолетовым. Во втором пузырьке раствор надо разбавить посильнее, чтобы он стал розово-красным. А в третьем - еще сильнее, до бледно-розового цвета.

Когда закончишь эти приготовления, добавь во все три пузырька раствор сульфита натрия, приготовленный с самого начала. Бледно-розовая жидкость станет почти бесцветной, розово-красная - бурой. А там, где был фиолетовый раствор, появятся густые бурые хлопья. Это из "марганцовки" образовалось вещество, которое называют диоксидом (или двуокисью) марганца. То же вещество и оставляет бурый налет на раковине, если вовремя не смыть его проточной водой. Трешь его, трешь - а ему хоть бы что...

Если испачкал химически, то химически надо и отчищать. Попробуй добавить в склянку с побуревшим раствором аптечную перекись водорода и несколько капель уксуса (или несколько щепоток лимонной кислоты). Посмотри, что произойдет с окраской.

Теперь ты знаешь рецепт на тот случай, если нечаянно испачкаешь раковину "марганцовкой" : добавь к перекиси водорода немного кислоты, смочи этим раствором тряпочку и протри раковину разок-другой. А потом смой чистой водой, и раковина вновь станет белой. Можно обойтись и одной лимонной кислотой, без перекиси, но тогда тереть придется дольше и сильнее.

В молекулах перманганата калия много кислорода, того самого кислорода, который всем нам необходим для дыхания. И в подходящих условиях молекулы отдают лишний кислород. Тогда говорят, что они окисляют какое-нибудь вещество. В нашем недавнем опыте перманганат калия окислял сульфат натрия. А вообще-то про него говорят, что он сильный окислитель: может отдавать кислород разным веществам. И при этом так изменять их, что они из вредных становятся безвредными. Поэтому-то "марганцовку" и держат в аптечках: она обеззараживает ранки, уничтожает многих опасных микробов. Каким образом? Да окислением!

Проверим-ка эти свойства на таком нехитром опыте. В один пузырек налей чистую свежую воду, в другой - долго стоявшую воду, а еще лучше из болотца или старой лужи. В оба пузырьку добавь немного окислителя - розовый раствор перманганата калия. В чистой воде он и останется розовым. А в воде из лужи обесцветится. В стоячей воде скапливаются, особенно в теплую погоду, многие малополезные вещества. "Марганцовка" их окисляет, разрушает, а сама при этом обесцвечивается.

Кстати, опытные туристы берут с собой в поход немного "марганцовки". Даже если после кипячения вода вызывает сомнение - можно ли ее пить? - то несколько крупинок этого вещества сделают ее вполне безопасной. Только не стоит класть много "марганцовки": бледно-розовый раствор - то, что надо.

Читайте и пишите полезные

Первое наказание: превращение воды в кровь

14 Тогда Вечный сказал Мусе:

Фараон упрям и отказывается отпустить народ. 15 Пойди к фараону утром, когда он выходит к реке. Возьми посох, который превращался в змею, и подожди царя Египта на берегу Нила. 16 Скажи ему: «Вечный, Бог евреев, посылал меня сказать тебе: “Отпусти Мой народ поклониться Мне в пустыне”. Но до сих пор ты не отпустил их. 17 Так говорит Вечный: “Теперь ты узнаешь, что Я - Вечный. Посохом, который у меня в руке, я ударю по воде Нила, и вода превратится в кровь. 18 Рыба в Ниле умрёт, река станет зловонной, и египтяне не смогут пить из неё”».

19 Вечный сказал Мусе:

Скажи Харуну: «Возьми посох и протяни руку над водами Египта - над реками и каналами, над прудами и всеми водоёмами: вода в них превратится в кровь. Кровь будет в Египте повсюду, даже в деревянных и каменных сосудах».

20 Муса и Харун сделали, как повелел им Вечный. Он поднял посох на глазах у фараона и его приближённых, ударил по воде Нила, и она превратилась в кровь. 21 Рыба в Ниле умерла, и река стала такой зловонной, что египтяне не могли пить из неё. Кровь была повсюду в Египте. 22 Но египетские чародеи своим колдовством сделали то же самое. И сердцем фараона завладело упрямство. Он не послушал Мусу и Харуна, как и говорил Вечный. 23 Царь Египта развернулся и ушёл во дворец, даже не задумываясь обо всём этом. 24 А египтяне стали копать колодцы вдоль Нила, чтобы добыть питьевую воду. Они не могли пить из реки.

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Превращение желания Объясните, пожалуйста, как малхут высшего становится кетер низшего. Если можно, не технику, а со стороны сердца, ощущений, как получающая часть становится дающей?Это происходит полным обрыванием прошлого существования. Техника перехода излагается в

Из книги Культы и мировые религии автора Порублёв Николай

Превращение даосизма в суеверие История даосизма в Китае свидетельствует об изменчивости судьбы этой религии. Иногда императоры делали ее официальной религией своего государства, а иногда запрещали, закрывая даосские монастыри и высылая монахов в далекие провинции.

Из книги Движимые вечностью автора Бивер Джон

ОБЫЧНОЕ «ПРЕВРАЩЕНИЕ» Евангелие, проповедуемое нами, было искажено постановкой ударения на принятии Иисуса в молитве грешника, когда, назвав Его однажды «Господом», мы спасены навеки. Но не этому учит Иисус. Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. (И стало так.) "да будет твердь..." Твердь - буквально с подлинника "распростертие", "покрышка", ибо таковой евреи представляли себе небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

6. кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; 7. вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней "кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека..." Закон,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

9. Ибо это для Меня, как воды Ноя: как Я поклялся, что воды Ноя не придут более на землю, так поклялся не гневаться на тебя и не укорять тебя. 9-10. Эти два стиха представляют собой Божественную клятву, данную в утверждение непреложности вышесказанного - о вечной милости Бога в

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

3. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4. ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Здесь

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

54. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Мысль, выраженная в предыдущем стихе, повторяется здесь в усиленной форме (понятие "есть" обозначено здесь не

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

Первое наказание: превращение воды в кровь 14 Тогда Вечный сказал Мусе:- Фараон упрям и отказывается отпустить народ. 15 Пойди к фараону утром, когда он выходит к реке. Возьми посох, который превращался в змею, и подожди царя Египта на берегу Нила. 16 Скажи ему: «Вечный, Бог

Из книги Очерки сравнительного религиоведения автора Элиаде Мирча

Первое в мире наказание Господне А разгневавшийся Бог еще пуще прежнего распалился и возопил Еве:- Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей. В болях будешь рождать детей, а мужик твой будет господствовать над тобою.А Адаму же сказал:- За то, что ты послушал

Из книги Преобразование проблем в радость. Вкус Дхармы автора Ринпоче Лама Сопа

V. ПРЕВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗ Когда Бог вывел Израиль из Египта, Он дал Своему народу в качестве единственного средства призывать Его лишь это загадочное наименование:"Ягве". Моисею, который хочет знать о Нем больше. Он отвечает: "Я буду Тот, Кто будет", – иными словами:"Мои

Из книги автора

114. ПРЕВРАЩЕНИЕ В РАСТЕНИЯ Обращение жизни между этими двумя формами сохранилось во многих легендах и народных рассказах, которые можно разделить на две стадии: а) превращение убитого человеческого существа в цветок или дерево; b) чудесное возрождение через плод или семя.

Из книги автора

Превращение болезней в путь В другом учении о преобразовании ума говорится: "Болезни - метла, выметающая прочь всю негативную карму и омрачения." Заболев, вы можете почувствовать себя счастливым, размышляя так: "Та негативная карма, которую я накопил в прошлом и с которой

Глава 7

1—9. Моисей получает от Бога повеление идти к фараону.

1. Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком:

2. ты будешь говорить (ему) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей;

1—2. В ответ на слова Моисея: «как же послушает меня фараон?» — Господь говорит ему: «смотри, Я поставил тебя Богом фараону». Тебе не страшен фараон. Я определил дать тебе и, действительно, дам такую власть, что он будет бояться тебя, как своего бога. И если цари повинуются и слушают только Бога, признавая Его высшим себя, так точно и он в конце концов подчинится тебе; твое косноязычие, на которое ты ссылаешься, как на причину непослушания царя, не будет также иметь значения. Говорящим за тебя, твоими устами, пророком будет брат твой Аарон (4:15).

3. но И ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской;

4. фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими;

5. тогда узнают (все) Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их.

6. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали.

7. Моисей был восьмидесяти, а Аарон (брат его) восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону.

8. И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:

9. если фараон скажет вам: сделайте (знамение или) чудо, то ты скажи Аарону (брату твоему): возьми жезл твой и брось (на землю) пред фараоном (и пред рабами его), — он сделается змеем.

10—13. Первое знамение - превращение жезла в змея.

10. Моисей и Аарон пришли к фараону (и к рабам его) и сделали так, как повелел (им) Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем.

10. Из сравнения 15 и 17 ст. данной главы с ее 19 ст. с несомненностью следует, что жезл Ааронов (10) есть жезл Моисеев, чудесным образом превращенный в змея при Хориве (4:2-4) и назначенный служить орудием последующих чудотворений. Если он называется Аароновым, то потому, что переходит в руки Аарона, как слова Моисея в его уста (4:30). Выражение змей, евр. «таннин,» в которого превращен жезл, означает всех морских или речных чудовищ и специально прилагается к крокодилу, как символу Египта (Ис. 51:9; Иез. 32:2; Пс. 73:13). В данном же месте этот термин означает, как думают, какой-либо частный вид змея, может быть, аспида, или урэуса, царского змея.

11. И призвал фараон мудрецов (Египетских) и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:

12. каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.

11—12. Противопоставляя божественной силе, органом которой был Моисей, знание и искусство своих магов, фараон приглашает мудрецов и чародеев. Термин «мудрецы», евр. «хакамим», буквально — опытные в искусствах, означает представителей одного из классов жреческой касты, а «чародей», евр. «мекашефим» (говорящие тихо, шепотом), указывает на лиц, совершающих чародейство, в частности, заклинание вредных животных посредством неясного бормотания магической формулы. Эти лица, названные еще волхвами (евр. «харгумим»), а Апостолом Павлом и по имени — Ианний и Иамврий (2 Тим. 3:8, — имена их с некоторыми вариантами сохранились в Тарг. Ионаф., в Талмуде и др.) сделали своими чарами — тайным волшебным искусством то же самое, что и Аарон, т. е. превратили свои жезлы в змеев. Как совершили они это, текст не указывает. Новейшие экзегеты объясняют превращение жезлов в змеев через аналогию с известным в древнем Египте и упоминаемым в Библии (Еккл. 10:11) искусством заговаривания змей, приведения их в состояние оцепенения, в котором они становились как бы палками. Отцы же Церкви приписывают искусство магов силе диавола. Если превращение магами своих жезлов в змеев служило для фараона наглядным доказательством того, что на стороне Моисея нет никакого превосходства, то следующий момент первого знамения — поглощение жезлом Моисея жезлов магов должен был убедить его в большей силе посланника Божия и самого Иеговы, от имени Которого он действует. Как видно из египетских памятников, жезл и змеи были символами, эмблемами божества и атрибутами царской власти. И если жезл Моисея пожирает жезлы магов, символы божества, то это несомненное доказательство того, что власть и сила Господа, от лица Которого он является, выше власти египетских богов. Фараон, считавший Господа бессильнее своих богов и потому не находивший нужным подчиниться Его требованию — отпустить евреев, теперь должен выполнить это повеление, как исходящее от имени всемогущего Бога.

13. Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил (им) Господь.

13. Фараон обратил внимание на первую половину знамения, не принял всоображение второй, а потому, не находя в Моисее никакого превосходства над своими волхвами, продолжал упорствовать.

14—25. Первая казнь - превращение воды в кровь.

14. И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ.

15. Пойди к фараону завтра: вот, он выйдет к воде, ты стань на пути его, на берегу реки, и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою

16. и скажи ему: Господь, Бог Евреев, послал меня сказать тебе: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне; но вот, ты доселе не послушался.

17. Так говорит Господь: из сего узнаешь, что Я Господь: вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде, которая в реке, и она превратится в кровь,

18. и рыба в реке умрет, и река воссмердит, и Египтянам омерзительно будет пить воду из реки.

14—18. Непослушание фараона, проистекающее из того, что он не хочет признать над собой власти Всевышнего, Его могущества, силы (5:2), приводит к целому ряду знамений, казней, доказывающих превосходство Господа над богами египетскими (17; 18:11). Первой из них является превращение нильской воды в кровь. Предсказание о ней дается фараону в то время, когда он шел «к воде» или для омовения, или для поклонения Нилу, как божеству. Превращение нильской воды в кровь, сопровождавшееся невозможностью пить ее и вымиранием рыбы (18), должно было убедить фараона в том, что Иегова — Господь (17). Как известно, Нил был одним из главных божеств, почитавшихся по всему Египту (Плутарх), считался эманацией Озириса и обоготворялся под различными именами, между прочим, именем Гаии. В честь его, «отца-животворителя всего существующего, отца богов,» устроялись храмы (напр., в Никополисе), приносились жертвы (в капище Джебель-Семелеха изображен Рамсес II, приносящий жертву Нилу), учреждались праздники и т. п. В первой же казни это популярное божество утрачивает свои благодетельные свойства (порча воды в соединении с вымиранием рыб) в зависимости от действий Аарона и Моисея (17,20), — подчиняется, говоря другими словами, воле Того Бога, представителями Которого они являются. Прежде священный, Нил делается теперь предметом отвращения, оскверняется, так как кровь, символ Тифона, делала, по воззрениям египтян, нечистым всякого, кто прикасался к ней. Все это вместе взятое служило очевидным доказательством ничтожества бога Нила по сравнению с Богом еврейским. Такой смысл усвояет первой казни еще блаженный Феодорит, На вопрос: «почему первая казнь состояла в превращении воды в кровь?» — он отвечает: «потому, что египтяне высоко думали о реке и, как заменявшую им облака, называли богом».

19. И сказал Господь Моисею: скажи Аарону (брату твоему): возьми жезл твой (в руку твою) и простри руку твою на воды Египтян: на реки их, на потоки их, на озера их и на всякое вместилище вод их, — и превратятся в кровь, и будет кровь по всей земле Египетской и в деревянных и в каменных сосудах.

20. И сделали Моисей и Аарон, как повелел (им) Господь. И поднял (Аарон) жезл (свой) и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,

19—20. Повсеместное изменение воды в кровь обозначается, во-первых, указанием на «реки» — нильские рукава, «потоки» — многочисленные каналы, которыми был изрезан Египет в целях орошения, «озера»-цистерны и «всякое вместилище вод,» болотистые или илистые места, а также резервуары, устрояемые египтянами, живущими вдали от реки, во-вторых, замечанием: «была кровь по всей земле египетской» и, наконец, упоминанием о выкапывании колодцев (24).

21. и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.

22. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона, и не послушал их, как и говорил Господь.

23. И оборотился фараон, и пошел в дом свой; и сердце его не тронулось и сим.

22—23. На основании выражения: «и волхвы египетские чарами своими сделали то же», можно думать, что они произвели в воде такую же существенную перемену, какую совершил Моисей и Аарон. Своим подражанием им волхвы парализовали то впечатление, которое должен был получить фараон от чуда «И сделали то же, и ожесточилось сердце фараона». По рассказу кн. Исход, а равно и сознанию других ветхозаветных писателей (Пс. 77:44; 104:29), первая казнь была чудесным явлением, совершившимся по воле Божьей. Между тем не только натуралисты, но даже библеисты положительного направления считают ее естественным явлением, — ежегодно наблюдаемым при разливе Нила окрашиванием его воды. Но подобное отождествление превращения воды в кровь с естественным окрашиванием ее не находит для себя оснований в тексте. По указанию Библии, первая казнь падает на время обычного уровня нильской воды, когда Нил течет в берегах. Так, фараон получает предсказание о наступлении казни в тот момент, когда идет на берег реки (15), египтяне копают колодцы около реки (24). И то, и другое сообщение понятны только при предположении, что прилегающая к Нилу местность не покрыта водой. Не допускает мысли о разливе Hилa и время совершения первой казни. Разлив продолжается с июля по сентябрь, а первая казнь падает на январь, — это видно из следующего. По указанию Библии, от 7-й казни особенно пострадали лен и ячмень: «лен и ячмень были побиты, потому что ячмень выколосился, а лен осеменился. А пшеница и полба не были побиты, потому что они были поздние» (9:31-32). Так как лен цветет в нижнем Египте в конце февраля, в половине марта бывает его сбор и жатва ячменя, то очевидно, что седьмая казнь совершилась в конце февраля или начале марта. От этого времени до последней казни, падающей на начало апреля, прошел месяц; следовательно, четыре последние казни совершились в течение месяца, отделяясь одна от другой почти недельным промежутком. Если таким же временем определялись промежутки, разделяющие первые шесть казней, то для их совершения потребовалось 1 1/2 месяца, причем первая казнь падала на январь. Во-вторых, разлив Нила не только не сопровождается порчей воды, но даже представляет прекращение нездорового ее состояния, в каком она бывает в предшествующее время, в период так называемого зеленого Нила. В-третьих, при наводнении рыба в Ниле не умирает, и само оно продолжается не 7 дней (ст. 25), а с июля по сентябрь. Совокупность всех этих данных и не позволяет отождествлять превращение воды в кровь с окрашиванием ее при разливе Нила. Справедливость такого взгляда поддерживается, между прочим, авторитетом отцов и учителей Церкви. «Вода, преложенная в кровь, — говорит блаженный Феодорит, — обвиняла египтян в совершенном ими детоубийстве.» «Моисей, — замечает Ефрем Сирин, — ударил по воде речной, и воды преложились в кровь». Еще яснее высказывает мысль о субстанциальном преложении воды в кровь Кирилл Александрийский. «Можно ли понять, — спрашивает он, — как вода была превращена в существо крови?»

24. И стали копать все Египтяне около реки чтобы найти воду для питья, потому что не могли пить воды из реки.

25. И исполнилось семь дней после того, как Господь поразил реку.


Сядьте невдалеке против стола и смотрите внимательно: я начинаю.

Молоко... из воды

У известного американского писателя Брет-Гарда в повести "История одной руды" есть такая сценка:

"Незнакомец обмакнул в склянку сухую былинку и стряхнул с нее каплю в воду. Вода осталась такой же чистой и прозрачной, как прежде.

Теперь брось туда щепотку соли.

Кунго повиновался. В ту же минуту на поверхности воды показался беловатый пар, и вся вода стала молочного цвета.

Это колдовство! - воскликнул Кунго.

Это хлористое серебро! Неуч!"

Какая реакция описывается здесь романистом и верно ли она описана?

Следующий опыт даст вам ответ на эти вопросы.

На столе пустой стакан. Можете осмотреть его, - в нем нет ничего магического; стакан как стакан.

Два таких же стакана, наполовину налитых каждый, насколько можно судить по виду, прозрачной чистой водой, держу в правой и левой руке.

Я сливаю воду из обоих стаканов одновременно в стакан, который стоит на столе (рис. 8).

Рис. 8. Молоко из воды

Чудеса! Лил воду, а стакан наполнился... молоком.

Но стоит подождать несколько минут, и иллюзия рассеивается - густой белый творожистый осадок опускается на дно стакана, а вода над осадком снова становится прозрачной.

Поэтому, если, повторяя мой опыт, вы не захотите испортить его эффект, немедленно прячьте стакан с "молоком" в стол и переходите к другим фокусам. Я же открою вам секрет превращения.

В стаканах, которые я держал в руках, была налита не вода, а прозрачные водные растворы: в одном - обыкновенной поваренной соли (хлористого натрия), в другом - ляписа (азотнокислого серебра). Имейте в виду, что ляпис ядовит, обращайтесь с ним с особенной осторожностью, в руки не берите, вынимайте его из баночки, в которой храните, пинцетом (рис. 9); баночка должна быть из темного стекла, так как на свету ляпис разлагается. На этом, между прочим сообщу вам, и основано его применение в фотографии. Растворять азотнокислое серебро необходимо в перегнанной (дистиллированной) воде, купленной в аптеке, так как в обыкновенной воде оно дает муть.

Рис. 9. Пинцет

При сливании растворов произошла химическая реакция (взаимодействие) - соли обменялись металлами, входившими в их состав. Получились: хлористое серебро, нерастворимое в воде и вскоре осевшее в виде снежно-белого осадка, и азотнокислый натрий (селитра), оставшийся в растворе. В последнем нетрудно убедиться, если, осторожно слив жидкость с осадка, выпарить ее в фарфоровой чашечке на спиртовой лампе. Когда вода выкипит, на дне останутся кристаллики селитры.

Маленькое замечание практического характера: оттого-то и нельзя растворять ляпис в водопроводной воде, что самая, казалось бы, чистая и на вкус совершенно пресная вода содержит всегда в растворе хотя бы следы поваренной соли. В лабораториях пользуются описанной реакцией для определения количественного содержания в воде хлористого натрия. Осадив его полностью из отмеренного количества испытуемой воды, осадок высушивают и взвешивают. Химические соединения, в отличие от простой смеси веществ, происходят лишь при наличии строго определенных весовых отношений между составляющими их веществами. Зная вес образовавшегося хлористого серебра, химик умеет вычислить, какое количество соли было в испытуемой воде.

Вода и вино в одной бутылке (Химические индикаторы)

А теперь, если хотите, я могу налить вам либо вина, либо воды, по вашему указанию, из... одной и той же бутылки.

Пожалуйста, осмотрите ее перед началом опыта.

Это убедит вас, что в бутылке не вино, а самая обыкновенная вода.

Вы просите налить вина.

Наполняю из бутылки один из стоящих передо мною стаканов, и по красивой окраске жидкости вы можете судить что перед вами красное вино.

Но мне хочется выпить воды. Я переливаю вино в другой стакан, и оно снова превращается в воду (рис. 10).

Рис. 10. «Превращение вина в воду»

Но пить воду эту нельзя. И вот почему.

В бутылку налита действительно простая вода, но к ней было предварительно прибавлено несколько капель раствора фенолфталеина (ядовит!). На дно первого стакана я налил еще до начала опыта немного крепкого раствора соды, на дно второго - такой же раствор виннокаменной кислоты.

Фенолфталеин краснеет в щелочах и солях с преобладающими щелочными свойствами. Сода (углекислый натрий) как раз и есть такая соль. Она образована очень слабой угольной кислотой и резкой щелочью - едким натром. Кислоты разрушают эту окраску, поэтому при переливании окрасившегося от соды раствора в стакан с виннокаменной кислотой он снова обесцветился.

Кстати, о фенолфталеине.

Он постоянно применяется в химических лабораториях, служа для указания появления и исчезновения щелочной реакции растворов в так называемом объемном анализе веществ. Как и лакмус, он, следовательно, является химическим индикатором, то-есть указателем реакции.

Заменяя фенолфталеин другой искусственной органической краской - метилоранжем, дающим желтую окраску в щелочах и красную в кислотах, можно в нашем опыте налить из бутылки с водою в один стакан белого вина, в другой - красного, а в третий - чистой воды.

Но и в этом случае пить налитые "вина" нельзя!

Превращение воды в чернила и обратно

Передо мною две бутылки - одна с водою, другая - пустая, и четыре стакана. Лью в них воду из бутылки, и вы видите, что в четных по порядку стаканах она превращается в чернила, а в нечетных остается сама собою.

Отлейте немного полученных чернил в пузырек и при случае удостоверьтесь, что ими отлично можно писать.

Беру пустую бутылку и сливаю в нее содержимое из всех стаканов. Встряхиваю бутылку, взбалтываю жидкость. Как видите, бутылка полна чистой воды. Чернил как не бывало!

Чтобы показать вам этот фокус, я предварительно в воде первой бутылки растворил с пол-ложки таннина. Таннин - это сложное дубильное вещество, заключающееся в так называемых чернильных орешках, наростах на листьях дуба, происходящих от повреждения их особыми насекомыми (орехотворками). В состав его входит органическая дигалловая кислота. В четные стаканы я тоже заранее прилил по нескольку капель крепкого раствора хлорного железа. С этим соединением, как и с другими солями железа, таннин дает железо.

В бутылку, казавшуюся вам пустою, было мною налито на дно немного крепкого раствора щавелевой кислоты (ядовита!).

Совершенно таким же образом можно показать превращение воды в красные чернила и, наоборот, красных чернил в воду, заменив раствор таннина раствором салицилового натрия (лекарство против лихорадки). С ним, как видите, могут иметь дело не только больные, но и здоровые.

Первые применяют его для лечения, вторые - для развлечения и поучения.

Мнимая ошибка физиков (Обесцвечивание хлором)

Физика учит, что при смешении синего и желтого цветов получается составной зеленый цвет. В том же убеждены все живописцы. А между тем я легко могу доказать вам, что такое утверждение ошибочно. Синий и желтый - дополнительные цвета, взаимно уничтожающие друг друга. Растворы синей и желтой краски при сливании дают бесцветную смесь.

Смотрите сами. В этом стакане, как видите, синяя жидкость, в этом - желтая. Выливаю их в третий стакан. Перед вами прозрачная вода: синий и желтый цвета уничтожили друг друга...

Почти уверен, что вас я не введу в заблуждение и вы сами разгадаете тайну такого "нарушения" законов оптики; но кто еще не видел показанных мною раньше опытов, тот, пожалуй, будет поставлен этим опытом в тупик.

Вы говорите, что в первом стакане у меня был щелочный раствор лакмуса, в другом - такой же раствор метилоранжа, а в третьем, куда я слил содержимое двух первых, - хлорная вода.

В прекрасной сказке "Что рассказывал ветер о Вальдемаре До и его дочерях" Андерсен так описывает средневекового делателя золота: "Вальдемар До был горд и смел, но также и знающ. Он много знал. Все это видели, все об этом шептались. Огонь пылал в его комнате даже летом, а дверь всегда была на замке; он работал там дни и ночи, но не любил разговаривать о своей работе: силы природы надо испытывать в тиши. Скоро, скоро он найдет самое лучшее, самое драгоценное на свете - красное золото.

"От дыма и пепла, от забот и бессонных ночей волосы и борода Вальдемара До поседели, кожа на лице сморщилась и пожелтела, но глаза по-прежнему - горели жадным блеском в ожидании золота, желанного золота.

"Но вот зазвонил колокол, в небе заиграло солнышко. Вальдемар До лихорадочно работал всю ночь, варил, охлаждал, мешал, перегонял. Он тяжело вздыхал, горячо молился и сидел за работой, боясь перевести дух. Лампа его загасла, но уголья очага освещали бледное лицо и впалые глаза. Вдруг они расширились. Глядит в стеклянный сосуд. Блестит...

Горит, как жар. Что-то яркое, тяжелое. Он поднимает сосуд дрожащею рукой и, задыхаясь от волнения, восклицает: "Золото! Золото!"

"Он выпрямился и высоко поднял сокровище, лежащее в крупном стеклянном сосуде. "Нашел! Нашел! Золото!" - закричал он и протянул сосуд дочерям, но... рука его дрогнула, сосуд упал на пол и разбился вдребезги. Последний радужный мыльный пузырь надежды лопнул".

Попробуем и мы, по примеру алхимиков, поискать способ получения "золота из воды".

Пока вы читали отрывки из Гоголя и Андерсена, я вскипятил в двух колбах воду. Выливаю из них кипяток в третью, большей вместимости, и покрываю ее платком. Минуту терпенья!

Готово! Снимаю платок и передаю вам остывшую колбу.

Какая красота! Какой блеск! Она вся наполнена мельчайшими чешуйками золота, которые так и искрятся в лучах солнца.

Ставлю потом колбу на сетку, лежащую на треножнике, зажигаю под сеткой спиртовую лампочку, - и через несколько минут "золота" как не бывало: оно сплошь растворилось в кипящей воде.

Нет надобности, конечно, говорить, что это и не было золото.

В колбочках отдельно я вскипятил растворы уксусно-кислого свинца (ядовит!) в дистиллированной воде и йодистого калия (применяется как лекарство). Сливая их вместе, получим путем обменного разложения этих солей две новых - уксуснокислый калий, оставшийся в растворе, и йодистый свинец. Последний растворим только в горячей воде, а при охлаждении раствора выпадает из него в виде мелких чешуйчатых кристалликов с золотым блеском.

Это, пожалуй, самый красивый из всех химических опытов.

По поводу внешнего сходства кристаллического йодистого свинца с крупинками золота и его растворимости в воде мне хочется сказать несколько слов об ошибке средневековых алхимиков и о возможности действительного получения золота из других веществ, а также и извлечения его из воды.

Алхимики верили в существование "первичной материи" и не различали понятий о сложных и простых веществах. Их ошибка состояла в том, что они все свое внимание обратили на физические свойства тел, а не на их химический состав. Они надеялись, что, комбинируя разные вещества, обладающие отдельными свойствами золота, можно, в конце концов, получить и самое золото. В особенности пленяла их мысль превратить в золото тяжелую и блестящую ртуть, придав ей твердость и желтый цвет. Оттого обычно они и смешивали ее для этого с твердой и желтой серой. По их мнению, сера должна была придать ртути недостающие последней свойства.

В этом случае они впадали в глубокую ошибку, так как, соединяясь, вещества утрачивают свои физические свойства и приобретают новые. Так, сера, соединяясь с ртутью, давала совсем не золото и даже не новый металл, а красную краску - киноварь. Зато они случайно оказались правы в предположении, что есть какая-то связь между золотом и ртутью.

В 1924 г. один германский ученый, пропуская через ртутные пары электрический ток высокого напряжения, превратил, как он думал, после долгого времени, часть ртути, - правда, крайне ничтожную, - в золото.

Это открытие было опровергнуто дальнейшими опытами, но, во всяком случае, оно не имеет практического значения: такое искусственное золото обошлось бы в 10000 раз дороже добываемого в золотоносных породах; с теоретической же стороны оно было бы очень интересно, лишний раз доказывая, что державшееся свыше ста лет разделение веществ на сложные и простые - чисто условно.

Впрочем, для химика-практика это мало меняет дело, так как получать искусственное золото заводским путем вряд ли когда-нибудь будет доступно. Скорее мы можем рассчитывать научиться выделять его из морской воды.

Чего только не содержит в себе вода морей и океанов! Омывая берега континентов и островов, питаясь водами рек, сбегающих со всей поверхности суши, за миллионы веков своего существования океаны накопили в себе колоссальные запасы всевозможных химических соединений, выщелачиваемых водою из земной коры.

В числе этих веществ обнаружено в морской воде и золото в виде соединения с хлором.

Но какой же это слабый раствор!

В 200000 тоннах океанской воды содержится не более одного грамма золота (а по новейшим анализам даже и того меньше). Самые бедные земные золотоносные породы, разработка которых уже почти не оправдывается, содержат в 1200 раз больше этого металла.

Но зато количество воды в океанах так колоссально велико (1200000000 куб. километров), что, если бы выделить из нее все это золото, его получилось бы около 4 миллиардов тонн.

Все население земного шара исчисляется приблизительно в 2 миллиарда. На долю каждого из нас, следовательно, приходится теоретически около двух тонн морского золота.

Столько весит золотая плита длиной и шириною в один метр и толщиною в дециметр!

Не думайте, что попыток химического извлечения золота из недр океана не делалось.

Их было много, некоторые из них были с научной точки зрения более или менее удачны, но с экономической стороны все они пока не более успешны, чем попытки древних алхимиков превратить в золото дешевые металлы.

Золото океанов ждет еще того химика, который найдет дешевый способ извлечь его на поверхность. Впрочем, к тому времени оно перестанет быть мерилом цены. В будущем, когда капиталистический строй повсюду будет уничтожен, золото станет таким же технически применяемым металлом, как и все остальные.

Золото в СССР

Печальным геологическим фактом для капиталистических хищников является то весьма для нас приятное обстоятельство, что наша страна, страна социализма, заключает в недрах поверхности своей территории величайшие в мире запасы рудного и рассыпного золота. На это еще в прошлом веке указывал известный австрийский геолог Зюс, в этом мы теперь убеждаемся с каждой новой разведкой наших золотоносных земель.

В царской России добыча золота велась хищнически и примитивными средствами. При всей жадности капиталистов к золоту, ни искать, ни добывать его они не умели. И тем не менее, все же по добыче золота царская Россия долгие годы стояла на четвертом месте в мире, добывая в среднем ежегодно около 32 тонн этого "презренного, но обольстительного (для капиталистов) металла".

Это составляло около 10% всей мировой добычи.

При советской власти золотопромышленность была механизирована и химизирована, и сейчас по продукции она вышла на второе место в мире. Выйдет и на первое. Это только вопрос времени.

При советской власти, широко поставившей геологические разведки полезных ископаемых, были обнаружены феноменальные богатства недр нашей страны. Найдены и уже разрабатываются месторождения таких металлов, о наличии которых во времена царизма даже не подозревалось, потребность в которых удовлетворялась полностью импортом из-за границы. Таковы, например, никель, олово и ряд редких металлов, необходимых для выделки специальных сортов стали. Не подозревали и о существовании многих богатых месторождений золота, как, например, в Казахстане. Разработка же известных месторождений велась так, что сейчас из отвалов старых разработок у нас химическим путем извлекают тонны золота, ускользнувшие от прежних предпринимателей-хищников, умевших только "пенки снимать" и получавших свои барыши за счет эксплоатации рабочих.

Сейчас даже в золотоносных местах, давно известных, находят крупные самородки золота, как, например, найденный в конце 1935 г. самородок весом свыше 13 кг.

Кстати сказать, не думайте, что он уж очень велик. Золото - тяжелый металл, его удельный вес 19,3, так что из самородка указанного веса можно отлить плитку размерами: 20 см длины 10 - ширины и 3 с половиной - толщины. Хорошее пресс-папье на письменный стол, стоимостью в 18 000 рублей.

Настанет время, когда золото и будет идти на такие изделия.

"Когда мы победим в мировом масштабе, - говорил Ленин, - мы, думается мне, сделаем из золота общественные отхожие места на улицах нескольких самых больших городов мира. Это было бы самым "справедливым" и наглядно-назидательным употреблением золота для тех поколений, которые не забыли, как из-за золота перебили десять миллионов человек и сделали калеками тридцать миллионов в "великой освободительной" войне 1914-1918 гг."... (Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 82, изд. 3).

Частично и сейчас золото используется как технический металл, а не только на чеканку золотой монеты. Его соли применяются в фотографии и медицине, в стекольном и керамическом производствах. Рубиново-красное стекло окрашено одним из соединений золота - "кассиевым пурпуром" алхимиков. С примесью "лигатуры", то-есть серебра или меди, для придания ему твердости, оно идет на ювелирные изделия, а в чистом - для золочения предметов из других металлов.

Интереснейшим примером последнего применения золота является гальваническое - золочение каркаса звезд с драгоценными самоцветами, установленных в конце 1935 г. на двух кремлевских башнях.

Из раствора его цианистых солей золото гальваническим током осаждается на поверхность других металлов, соединенных с отрицательным полюсом гальванической ванны.

Способ давно известный, но никогда еще нигде в мире не было случая гальванического золочения предметов таких размеров, как эти звезды. Их диаметр по 5 метров, поверхность, покрываемая золотом, 30 кв. м у каждой.

Реакция велась в продолжение 4 с половиною часов, осажденный слой имеет толщину от 20 до 25 микронов (тысячных долей миллиметра). Как ни тонок такой слой, он вполне гарантирует прочность позолоты на 200-250 лет.

Исторический курьез

Гальваническое золочение, о котором сказано выше, это частный случай гальваностегии - покрытия одного металла другим при помощи электрохимического процесса разложения током соли данного металла. Гальваностегия и гальванопластика (получение металлических копий с рельефных изображений) были открыты в 1838 г. Морицем Якоби.

И где? В России времен Николая Палкина.

Кем? Архитектором и даже профессором архитектуры.

Но Якоби, ничем в архитектуре не прославившийся, оказался выдающимся электрохимиком, сделавшим ряд ценных изобретений. Главнейшее из них - гальванопластика. Заметив, что осевшая на отрицательном полюсе гальванического, элемента медь, отделяясь от него, дает с него слепок, Якоби стал покрывать слепки с рельефных изображений графитом и осаждать на них слой меди, получая копии оригиналов.

Он писал своему великому современнику Фарадею: "Я буду иметь честь послать вам рельеф из меди, оригинал которого сделан из пластического вещества, поддающегося в руках художника всем изменениям. При помощи этого метода сохраняются все мельчайшие особенности оригинала, теряющиеся при отливке".

Французская академия наук наградила за это открытие Якоби золотой медалью.

Примечания:

См. дополнение в конце книжки, с которым, повторяю, советую ознакомиться раньше, чем приступить к опытам.

Н. В. Гоголь: "О средних веках".