3 функции ь знака. Разделительный мягкий знак

Твёрдый знак выполняет в русском языке разделительную функцию - указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я - [й’а], е - [й’э], ё - [й’о], ю - [й’у] (объять [абй’́ат’], съест [сй’эст], съёмка [сй’́омка]).

Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции - разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию - пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ - ночь, учится - учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных.

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам - месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях:

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’],

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта],

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’],

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’],

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’],

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’],

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от],

[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’].



Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды.

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, - расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости.

Упрощение групп согласных (непроизносимый согласный)

В некоторых сочетаниях при соединении трех согласных один, обычно средний, выпадает (так называемый непроизносимый согласный). Выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:

стл - [сл]: счастливый сча[сл’]ивый,

стн - [сн]: местный ме[сн]ый,

здн - [сн]: поздний по[з’н’]ий,

здц - [сц]: под уздцы под у[сц]ы,

ндш - [нш]: ландшафт ла[нш]афт,

нтг - [нг]: рентген ре[нг’]ен,

ндц - [нц]: голландцы голла[нц]ы,

рдц - [рц]: сердце се[рц]е,

рдч - [рч’]: сердчишко се[рч’]ишко,

лнц - [нц]: солнце со[нц]е.

Не произносится также звук [й’] между гласными, если после него стоит гласный [и]: моего [маив́о].

Качественные и количественные соотношения между буквами и звуками в русском языке

Между буквами и звуками в русском языке устанавливаются неоднозначные качественные и количественные отношения.

Одна и та же буква может обозначать различные звуки, например, буква а может обозначать звуки [а] (мал [мал]), [и] (часы [ч’ис́ы]), [ы] (жалеть [жыл’́эт’]), что связано с изменением произношения гласных в безударных слогах; буква с может обозначать звуки [с] (сад [сат]), [с’] (гость [гос’т’]), [з] (сдать [здат’]), [з’] (сделать [з’д’́элат’]), [ж] (сжать [жжат’]), [ш] (расшить [рашш́ыт’]), [щ’] (расщепить [ращ’щ’ип’́ит’]), что связано с уподоблением согласных по разным признакам.

И наоборот: один и тот же звук может обозначаться на письме разными буквами, например: звук [и] может быть обозначен буквами и (мир [м’ир]), а (часы [ч’ис́ы]), я (ряды [р’ид́ы]), е (певун [п’ив́ун]).

Если рассматривать слово с точки зрения тех количественных соотношений, которые устанавливаются между буквами и звуками, то можно выявить следующие возможные соотношения:

1. Одна буква может обозначать один звук: шов [шоф]; это соотношение имеет место тогда, когда гласный стоит после непарного по твёрдости / мягкости согласного и гласная буква обозначает только качество гласного звука: так, например, буква о в слове стол [стол] не может быть иллюстрацией этого однозначного соотношения, так как в этом случае она обозначает не только звук [о], но и твёрдость согласного [т].

2. Одна буква может обозначать два звука: яма [й’́ама] (буквы я, ю, е, ё в начале слова, после гласных и разделительных знаков).

3. Буква может не иметь звукового значения: местный [м’́эсный’] (непроизносимый согласный), мышь [мыш] (мягкий знак в грамматической функции после непарных по твёрдости / мягкости согласных).

4. Одна буква может обозначать признак звука: конь [кон’], банька [б́ан’ка] (мягкий знак в функции обозначения мягкости парного согласного в конце и середине слова).

5. Одна буква может обозначать звук и признак другого звука: мял [м’ал] (буква я обозначает звук [а] и мягкость согласного [м’]).

6. Две буквы могут обозначать один звук: моется [м́оица], нёсся [н’́ос’а].

Может показаться, что три буквы также могут обозначать один звук: мыться [м́ыца], однако это не так: звук [ц] обозначен буквами т и с , а ь выполняет грамматическую функцию - указывает на форму инфинитива..

Слог

Фонетический слог - гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.

Слоги бывают ударные и безударные.

Большинство слогов русского языка оканчиваются гласным, т. е. являются открытыми: молоко [ма-ла-ќо]. Так, в последовательности СГСГСГ (где С - согласный, Г - гласный) возможен только один вариант слогораздела: СГ-СГ-СГ.

Однако в русском языке встречаются и слоги, заканчивающиеся согласным (закрытые). Закрытые слоги встречаются:

1) в конце фонетического слова: вагон [ва-ѓон],

2) в середине слова при стечении двух и более согласных, если

а) после [й"] следует любой другой согласный: война [вай"-н́а],

б) после остальных непарных звонких ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"]) следует парный по глухости / звонкости согласный: лампа [л́ам-па].

В остальных случаях стечения согласных слоговая граница проходит перед группой согласных: будка [б́у-тка], весна [в"и-сн́а].

Фонетический слог следует отличать от слога для переноса . Хотя в большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па ), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать.

Во-первых, правила переноса не позволяют переносить или оставлять на строке одну гласную букву, однако обозначаемые ею звуки могут составлять фонетический слог; например, слово яма не может быть перенесено, но должно быть разделено на фонетические слоги [й"́а-ма].

Во-вторых, по правилам переноса следует разделить одинаковые согласные буквы: ван-на, кас-са ; граница же фонетического слога проходит перед этими согласными, причём на месте стечения одинаковых согласных мы реально произносим один долгий согласный звук: ванна [в́а-на], касса [ќа-са].

В-третьих, при переносе учитывают морфемные границы в слове: от морфемы не рекомендуется отрывать одну букву, поэтому следует перенести раз-бить, лес-ной , но границы фонетических слогов проходят иначе: разбить [ра-зб"́ит"], лесной [л"и-сн́ой"].

Ударение

Ударение - это произношение одного из слогов в слове (вернее, гласного в нём) с большей силой и длительностью. Таким образом, фонетически русское ударение силовое и количественное (в других языках бывают представлены другие типы ударения: силовое (английский), количественное (новогреческий), тоническое (вьетнамский).

Другие отличительные признаки русского ударения - его разноместность и подвижность.

Разноместность русского ударения заключается в том, что оно может падать на любой слог в слове, в противоположность языкам с фиксированным местом ударения (например, французскому или польскому): д́ерево, дор́ога, молоќо .

Подвижность ударения заключается в том, что в формах одного слова ударение может перемещаться с основы на окончание: н́оги - ноѓи.

В сложных словах (т. е. словах с несколькими корнями) может быть несколько ударений: приб́оросамолётостро́ение , однако многие сложные слова не имеют побочного ударения: пароход [парах́от].

Ударение в русском языке может выполнять следующие функции:

1) организующую - группа слогов с единым ударением составляет фонетическое слово, границы которого не всегда совпадают с границами слова лексического и могут объединять самостоятельные слова вместе со служебными: в поля [фпал"́а], он-то [́онта];

2) смыслоразличительную - ударение может различать

а) разные слова, что связано с разноместностью русского ударения: м́ука - муќа, з́амок - зам́ок ,

б) формы одного слова, что связано с разноместностью и подвижностью русского ударения: з́емли - земл́и .

Орфоэпия

Термин «орфоэпия» употребляется в лингвистике в двух значениях:

1) совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: нормы произношения звуков в разных позициях, нормы ударения и интонации;

2) наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации (орфоэпические правила).

Различия между этими определениями следующее: во втором понимании из области орфоэпии исключаются те произносительные нормы, которые связаны с действием фонетических законов: изменение произношения гласных в безударных слогах (редукция), позиционное оглушение / озвончение согласных и др. К сфере орфоэпии при таком понимании относят лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке, например возможность произношения после шипящих как [а], так и [ы] ([жар́а], но [жысм"́ин]).

Учебные комплексы определяют орфоэпию как науку о произношении, то есть в первом значении. Таким образом, к сфере орфоэпии, по этим комплексах, принадлежат все произносительные нормы русского языка: реализация гласных в безударных слогах, оглушение / озвончение согласных в определённых позициях, мягкость согласного перед согласным и др. Эти произносительные нормы были нами описаны выше.

Из норм, допускающих вариативность произношения в одной и той же позиции, необходимо отметить следующие нормы, актуализированные в школьном курсе русского языка:

1) произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах,

2) произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн],

3) произношение звуков [ж] и [ж"] на месте сочетаний жж, жд, зж ,

4) вариативность позиционного смягчения согласных в отдельных группах,

5) вариативность ударения в отдельных словах и словоформах.

Именно такие, связанные с произношением отдельных слов и форм слов нормы произношения являются объектом описания в орфоэпических словарях.

Дадим краткую характеристику этим произносительным нормам.

Произношение твёрдого и мягкого согласного перед е в заимствованных словах регулируется отдельно для каждого слова этого типа. Так, следует произносить к[р"]ем, [т"]ермин, му[з"]ей, ши[н"]ель, но фо[нэ]тика, [тэ]ннис, сви[тэ]р; в ряде слов возможно вариативное произношение, например: прог[р]есс и прог[р"]есс.

Произношение в отдельных словах сочетаний чт и чн как [шт] и [шн] также задаётся списком. Так, с [шт] произносятся слова что, чтобы , с [шн] - слова конечно, скучный , в ряде слов допустимо вариативное произношение, например, двое[ч"н"]ик и двое[шн"]ик, було[ч"н]ая и було[шн]ая.

Как уже было сказано, в речи некоторых людей, преимущественно старшего поколения, присутствует долгий мягкий согласный звук [ж"], который произносится в отдельных словах на месте сочетаний букв жж, зж, жд : дрожжи, вожжи, езжу, дожди : [др́ож"и], [в́ож"и], [й"́эж"у], [даж"́и]. В речи людей младшего поколения на месте сочетаний жж и зж может произноситься звук [ж] = [жж] ([др́ожы], [й"́эжу]), на месте сочетания жд в слове дожди - [жд"] (таким образом, при оглушении в слове дождь имеем варианты произношения [дощ"] и [дошт"]).

О вариативности позиционного смягчения в отдельных группах согласных уже шла речь при описании случаев позиционного смягчения. Обязательность позиционного смягчения в разных группах слов не одинакова. В речи всех носителей современного русского языка, как уже было сказано, последовательно происходит лишь замена [н] на [н"] перед [ч"] и [щ"]: барабанчик [бараб́ан"ч"ик], барабанщик [бараб́ан"щ"ик]. В других группах согласных смягчения или не происходит вовсе (например, лавки [л́афк"и]), или оно представлено в речи одних носителей языка и отсутствует в речи других. При этом представленность позиционного смягчения в разных группах согласных различна. Так, в речи многих носителей происходит позиционное смягчение [с] перед [н"] и [т"], [з] перед [н"] и [д"]: кость [кос"т"], песня [п"́эс"н"а], жизнь [жыз"н"], гвозди [гв́оз"д"и], смягчение же первого согласного в сочетаниях [зв"], [дв"], [св"], [зл"], [сл"], [сй"] и некоторых других скорее исключение, чем правило (например: дверь [дв"эр"] и [д"в"эр"], съем [сй"эм] и [с"й"эм], если [й"́эсл"и] и [й"́эс"л"и]).

Поскольку русское ударение разноместное и подвижное и в силу этого его постановка не может регулироваться едиными для всех слов правилами, постановка ударения в словах и формах слов также регулируется правилами орфоэпии. «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова описывает произношение и ударение более чем 60 тысяч слов, причём из-за подвижности русского ударения в словарную статью часто включены все формы этого слова. Так, например, слово звонить в формах настоящего времени имеет ударение на окончании: звон́ишь, звон́ит . Некоторые слова имеют вариативные ударения во всех своих формах, например тв́орог и твор́ог . Другие слова могут иметь вариативные ударения в некоторых из своих форм, например: ткал́а и тќала , кос́у и ќосу.

Различия в произношении могут быть вызваны сменой орфоэпической нормы. Так, в лингвистике принято разграничивать «старшую» и «младшую» орфоэпическую норму: новое произношение постепенно вытесняет старое, но на каком-то этапе они сосуществуют, правда преимущественно в речи разных людей. Именно с сосуществованием «старшей» и «младшей» нормы связана вариативность позиционного смягчения согласных.

С этим же связано различие в произношении безударных гласных, нашедшее отражение в учебных комплексах. Система описания изменения (редукции) гласных в безударных слогах в комплексах 1 и 2 отражает «младшую» норму: в безударном положении в произношении совпадают в звуке [и] после мягких согласных все гласные, различающиеся под ударением, кроме [у]: миры [м"ир́ы], село [с"ил́о], пятёрка [п"ит"́орка]. В безударном слоге после твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] произносится безударный гласный [ы], отражаемый на письме буквой е (ж[ы]лать, ш[ы]птать, ц[ы]на).

Комплекс 3 отражает «старшую» норму: В нём сказано, что звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо не только в ударных, но и в безударных слогах: м[и]ры. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на).

Вариативность произношения может быть связана не только с динамическим процессом смены произносительных норм, но и с социально значимыми факторами. Так, произношение может разграничивать литературное и профессиональное употребление слова (ќомпас и комп́ас ), нейтральный стиль и разговорную речь (тысяча [т́ыс"ич"а] и [т́ыщ"а]), нейтральный и высокий стиль (поэт [па́эт] и [по́эт]).

Комплекс 3 предлагает производить дополнительно к фонетическому (см. далее) орфоэпический разбор , который следует производить «тогда, когда в слове возможна или допущена ошибка в произношении или ударении». Например, крас́ивее - ударение всегда на втором слоге; коне[шн]о. Орфоэпический разбор дополнительно к фонетическому необходим тогда, когда в языке возможна вариативность в произношении данной звуковой последовательности или когда произношение слова связано с частыми ошибками (например, в ударении).

Графика. Орфография

Графика определяется во всех трех комплексах как наука, изучающая обозначение звучащей речи на письме.

Русская графика имеет специфические особенности, касающиеся обозначения мягкости согласных на письме, обозначения звука [й"] и употребления графических знаков (см. выше). Графика устанавливает правила написания для всех слов, определяет, как единицы языка передаются во всех словах и частях слов (в отличие от правил орфографии, которые устанавливают написания конкретных классов слов и их частей).

Орфография - раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.

Орфограмма - это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики.

Орфография состоит из нескольких разделов :

1) написание значимых частей слова (морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой;

2) слитное, раздельное и дефисное написания;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) правила переноса;

5) правила графических сокращений слов.

Коротко охарактеризуем эти разделы.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.

Что мы узнали?

Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 175.

Вакулко Татьяна Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области

Проект урока русского языка

в 1 классе

по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

Тип урока : ознакомление с новым материалом

Форма урока: у рок

Цель : показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

Оборудование : учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.


Организация пространства : фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

III. Чистописание

Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

IV. Словарная работа

Буква «ь» есть сегодня и в новом словарном слове. Я его зашифровала. Вы сможете назвать это слово, если найдете его первую букву и соедините остальные в определенной последовательности.

(это слово тетрадь. Начал с выделенной буквы в самом маленьком прямоугольнике. Потом искал прямоугольники более высокие и соединял буквы.)

Что такое тетрадь? (сшитые листы чистой бумаги в обложке (толк.словарь))

Как раньше называли тетрадь и как она получила своё название, вы узнаете из учебника. Откройте его на стр.73, упр.4.

Прочитай, Настя, громко и чётко.

Что же называли раньше тетрадью?

От какого слова тетрадь получила своё название?

Подумайте, ребята, если тетрадь получила свое название от слова тетро, то какая безударная гласная пишется в слове тетрадь?

В каком слоге она находится? (в безуд. первом слоге тет)

Произнесите слово по слогам. Запишите. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, отметьте слоги.

V . Словарная работа (продолжение). Работа по теме урока.

1.- Вспомните из словаря еще слово с «ь» на конце (Учитель)

Произнесите его орфографически и запишите в тетрадь.

Что общего в записных словах? (безударная гласная е, мягкий знак)

Где в словах находится «ь»? Какую работу он выполняет?

А если, мы изменим место «ь» в слове …? Вспомните и назовите еще одно словарное слово с «ь». (пальто)

Произнесите орфографически и запишите в тетрадь.

Где же находится «ь» в слове пальто? (в середине между согласными)

Изменилась ли его работа? (Нет. Он обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним)

Сделайте вывод: когда же «ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука. («Ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука на конце слова и в середине перед другими согласными)

Сверим правильность своего вывода со сведениями в учебнике на стр.73.

Читаем вместе орфографически.

Когда же «ь» обозначается на письме мягкость предшествующего согласного звука?

2.Изменение значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Понаблюдаем за изменением значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Откройте печатную тетрадь на стр.42, упр.1.

Я читаю, а вы называете хором только выделенные жирным шрифтом слова.

В чем различие выделенных слов в каждой строке? Возьмем слова шесть и шест. (В слове шесть последний звук произносится мягко [т"], поэтому на письме нужен «ь», а в слове шест посл.звук твердый [т], поэтому «ь» не нужен)

А изменяется ли значение слова? (да)

Докажите. (шесть – это число и цифра, шест – это длинная палка)

А в чем различие слов банька и банка? («ь» в слове банька обозначает мягкость звука [н"], в слове же банка звук [н] твердый; «ь» изменил значение слова. Банька - помещение, где моются и парятся, банка – сосуд (стеклянная, консервная, жестяная)

Что же может изменить «ь» в слове?

3.Мягкий знак не обозначает звука.

Сделайте звуковое обозначение слова банька. (работают в тетради и у доски [б а н" к а ])

Сравни количество букв и звуков (букв 6, звуков 5. Звуков меньше, т.к. «ь» звука не обозначает, а только показывает на письме мягкость предшествующего согласного звука)

VI. Физминутка

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова : тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

VII. Закрепление

1) - Продолжим распределять слова на 3 группы. (Письменно в тетради)

Посмотрим на схему. Какие слова поместим в первый столбик?

Ь ь

Доскажите слово:

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту … (двер ь )

Часть лимона, апельсина или яблока называется… (долька)

Загадка. Белый камушек растаял – на доске следы оставил. (мел)

Ребус (пальцы)

Слово, противоположное по значению слову ночь (день)

Загадка. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос)

2)-А сумеете ли вы, ребята, спрятать «ь» с конца слова в середину.

На доске:

Пень - … , зверь - …, пыль - …

Как нужно изменить слово? (добавить слог)

Напишите слова парами. Мягкий знак выделите зеленым цветом.

Зачем, ребята, вы в словах писали «ь»? (чтобы на письме показать мягкость согл.звука на конце и в середине слова)

3) - Откройте печатную тетрадь на странице 43.

Прочитайте задание.

Теперь слоги вы будете добавлять самостоятельно

1 ряд – в 1 столбике

2 ряд – во 2 столбике

3 ряд – в 3 столбике

Работайте в парах. Совещайтесь друг с другом за партой.

VIII. Итог

Наш урок подходит к концу.

С чем познакомились?

Чему учились на уроке?

Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Спасибо всем за урок.

Вы работали дружно, быстро, активно. Какое здесь спряталось слово?

ЧКЛЕРНОГПТ МОЛОДЦЫ ЧАГ


Разделительный мягкий знак и его функции



Введение.. 3

1. Значение мягкого знака.. 4

2. Функции разделительного мягкого знака.. 13

3. Правила употребления мягкого знака.. 14

Заключение.. 16

Список использованной литературы... 17

Введение

Ь, буква ерь, ерик, паерок, паерчик; мягкая полусогласная, у нас 29-я, 31-я славянского алфавита, в церковной азбуке 32-я; она противоположная букве ъ: это придает согласной самое грубое, твердое, тупое произношение, а ь – самое тонкое, мягкое; ни того, ни другого нет в западных языках, а есть среднее, свойственное нам только при некоторых буквах. Ставится и в средине и в конце слова; без нее обойтись нельзя, или нужен иной язык, что выйдет на то же.

Ерь старое название буквы «ь» («мягкий знак») в русском алфавите.

«ь» указывает на мягкость предшествующего согласного («кон» – «конь»).

Цель данной работы: рассмотреть значение мягкого знака и определить его функции.

Для раскрытия этой темы в работе будет приведен пример написания «Ь» в прошлом, так как именно на основе этого строятся функции мягкого знака.

1. Значение мягкого знака

Ь, мягкий знак, тридцатая буква русского алфавита. По начертании к букве ь («ерь») в кириллице. Цифрового значения в кириллице и глаголице не имела. В современном письме звука не обозначает. Она пишется:

1) на конце слов и перед согласными, обозначая мягкость предшествующих согласных («мель», «тьма»);

2) как разделительный знак перед буквами е, ё, и, ю, я («белье», «ручьи», «гостья»), в заимствованных словах и перед «о» («компаньон»);

3) является показателем грамматических форм (3-го склонения существительных – «ложь», «мышь», повелительной формы глагола «режь», «режьте», неопределенной формы глаголов на «ч» – «беречь», 2-го лица единственного числа глаголов – «читаешь», «смеешься»)

Вопрос мягкости знаков почти не исследован, поэтому любые наблюдения над памятниками письменности могут помочь восстановить общую картину формирования современных способов обозначения твердости-мягкости. Особый интерес представляет здесь обозначение мягкости срединных согласных перед согласными, поскольку на конце слова Ь как знак мягкости используется уже давно. Он принял на себя эту роль сразу после падения редуцированных. Как отмечают исследователи, "в отличие от положения в середине слова, где функции букв Ъ и Ь не сразу определились, на конце слова буквы Ъ и Ь после падения редуцированных приобрели безусловное значение знаков твердости и мягкости"

Наблюдения над текстами показывают: ассимилятивная мягкость согласных, как и в современном языке, обычно, специально ничем не обозначается. В связи с этим область исследуемых согласных была ограничена неассимилятивно мягкими согласными в положении перед согласными. Наша задача состоит в том, чтобы определить примерные сроки и закономерности утверждения еря в функции мягкого знака в этом положении. В настоящей статье мы рассматриваем печатные тексты первой половины XVIII в.

Основная часть исследуемых текстов напечатана в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук и в Москве при Сенате. Ограничение материала изданиями этих двух типографий не случайно, поскольку в первой половине XVIII века орфографические нормы в этой области отсутствовали, а действовала, скорее, традиция, и в разных типографиях это могло привести к разным результатам. Типографий тогда было мало, две указанные типографии принадлежали крупным государственным учреждениям, и можно предположить, что в крупных типографиях развитие и закрепление новых орфографических приемов должно было произойти раньше, чем в небольших периферийных типографиях.

Приведем полные названия исследованных памятников и примем необходимые сокращения. Для работы использовались: 1. Инструкция канцелярии конфискации. M., 1730. (далее - "Инструкция"); 2. Регламент Камор-Коллегии. М., 1731. (далее - "Регламент"); 3. Краткое описание комментариев Академии Наук, часть первая на 1726 год. Спб., 1728. (далее - "Комментарии"); 4. Немецко-латинский и русский лексикон. Спб., 1731 (далее - "Лексикон"); 5. Краткое описание той иллуминации, которая Апреля 28 дня, 1732 года, то есть в высокоторжественный день Коронования... Анны Иоанновны... при фэиэрверке в Санкт-Петербурге представлена была. Спб., 1732 (далее - "Иллуминация"); 6. Панегирик или Слово похвальное всемилостивейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне чрез всеподданнейшаго Ея величества раба Василья Тредиаковскаго сочиненное, и ея императорскому величеству в день Тезоименитства Ея поднесенное февраля в 3 день 1732 года. Спб., 1732 (далее - "Панегирик"); 7. Описание Великой Иллуминации в 28 Генваря 1733 года. Спб., 1733 (далее - "Описание"); 8. Ода торжественная о сдаче города Гданска сочиненная в вящщую славу имени... великия государыни Анны Иоанновны императрицы и самодержицы всероссийския. чрез Василья Тредиаковского. Спб., 1734 (далее - "Ода"); 9. Описание и употребление универсальных Солнечных часов сделанных от Исаака Брукнера. Спб., 1735 (далее - "Часы"); 10. Предложение о мерянии земли в России чтенное в конференции санкт-петербургския императорския Академии Наук, Генваря 21 дня, 1737 года чрез господина Делиля, перваго Профессора Астрономии. Спб., 1737 (далее - "Предложение");

Исследуемые тексты являются сочинениями делового (1, 2), научного (3, 9, 10) характера, кроме того, это описания (5, 7), оды (6, 8) и словарь (4). Часть текстов, небольших по объему, исследована полностью ("Панегирик", "Иллуминация", "Описание", "Ода", "Часы", "Инструкция"), остальные подверглись анализу лишь частично ("Лексикон" - 30 страниц, "Комментарии" - 52 страницы, "Предложение" - 16 страниц, "Регламент" - 17 страниц с начала текста). В каждом из названных текстов рассмотрены все случаи с неассимилятивно мягкими согласными, определено количество случаев обозначения мягкости с помощью Ь и отсутствия обозначения мягкости. Эти данные по каждому тексту мы приводим в абсолютных величинах и процентах.

В 1730-1731 гг. в типографии г. Москвы при Сенате в целом уже установилась традиция обозначения мягкости срединных согласных с помощью Ь (95 - 98 % случаев). Примеры необозначения мягкости приведем полностью: пис /менно ("Инструкция"), пис менное (2 раза), пис менно (2 раза), мЬл ницахЪ ("Регламент"). В словах писменно, писменное не обозначена мягкость зубного согласного перед мягким губным. В таком сочетании зубной согласный и в современном языке может подвергаться ассимиляции. Можно предположить, что причиной необозначения мягкости в данных случаях послужило фонетическое и графическое сходство сочетания с сочетаниями без Ь в словах типа "смелый", "смех" и т.д., в которых возможная ассимиляция по мягкости не обозначается. В наших двух текстах слова писменно, писменое с Ь не встречаются. Слово мЬлницахЪ - другого типа. Здесь мягкость согласного нуждается в обязательном обозначении. Видимо, такое написание следует считать опечаткой, тем более, что еще 2 раза это слово в "Регламенте" передано с Ь.

Несколько позже обозначение мягкости срединных согласных с помощью Ь установилось в типографии г. Санкт-Петербурга при Императорской Академии Наук. Наши наблюдения показывают, что еще в 1728-1731 гг. написания без Ь занимали здесь около 90 %. Затем происходит очень резкий перелом, и с 1732 г. таких случаев встречается очень мало, а передача мягкости с помощью Ь становится обычной. Можно только предполагать, что послужило причиной столь резкого изменения. Возможно, был какой-то нормативный акт, распоряжение по типографии (наблюдения над изданиями других типографий дают несколько иные результаты, поэтому нельзя предположить распоряжение государственного масштаба). Так или иначе, но в данной типографии закрепление Ь в функции мягкого знака в середине слов следует отнести к 1732 г.

Случаи необозначения мягкости в данных текстах, начиная с 1732 года: "Иллуминация": мен ше, вес ма, достохвал нЬишiя, побЬдител ныя, Дел фiнами, Л виная (2 раза), ден гами, пис ма, сед мiю. Как видим, написания с Ь в этом тексте преобладают, но еще не победили окончательно. Зато в "Панегирике", вышедшем в том же году, случаев без Ь вообще нет. Очевидно, здесь играли роль еще и внимательность и образованность наборщика. Кроме того, "Панегирик", написанный Василием Тредиаковским, человеком образованным и притом филологом, возможно, был представлен к печати уже в таком, "правильном" (в нашем теперешнем понимании) виде. "Описание": вес ма (2 раза), л ви/ная; "Ода": т мЬ, Фел дмаршалу; кроме того, здесь Ь трижды употреблен перед суффиксом -ств- (этимологически -ьств-), т.е. по традиции. "Часы": децiмал ныхЪ, параллел ные(2 раза), воз ми; "Предложение":слЬдовател но.

Возникает вопрос, что привело в конце концов к утверждению Ь в функции мягкого знака в середине слов и что мешало этому раньше.

Употребление Ь в качестве знака мягкости встречается в памятниках на протяжении длительного времени, однако это употребление совершенно не упорядоченное. Если на конце слова Ь как мягкий знак употребляется регулярно, то о срединных согласных очень долгое время сказать такого нельзя. В текстах XVII и первой четверти XVIII вв. разная передача одних и тех же слов встречается даже на соседних строках одной и той же страницы, например: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649):добродЬтел ному и добродЬтель ныи (Л. 2), во учител номЪ и учитель ныи (Л. 10 об.),ден ги и день гами (Л. 19 об.); "Комментарии" (Спб., 1728): цЬл ная и цЬль ныи (С. 36), доказател ство и доказатель ство (С. 10, 15); "Книга Устав Морскои" (Спб., 1720): карабел ное и карабель нои (С. 52). Написания с ерем свидетельствуют о попытке передать мягкость, о том, что необходимость этого чувствуется пишущими и наборщиками, однако регулярного обозначения мягкости, как уже сказано, нет примерно до 1730 г.

Возможно, этому мешает то, что в это же самое время идет складывание функций разделительных знаков у Ъ и Ь. Мы наблюдаем в памятниках этого периода очень неупорядоченное употребление их в этой функции. В одних и тех же словах в одном тексте употребляется то Ь, то Ъ, см.: "Ратного строя учение и хитрость": обЪ Авлю (Л. 10 об.) и обь Авлю (Л. 8),wбь АденiА (Л. 16 об.) и wбЪ АдалсА (Л. 17); "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с россииского на голландскии язык" (Спб., 1717): сь Ьсноi (С. 165) и сЪ Ьст/нои (С. 175); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ яснiли и изь ясненiи (С. 1), изь явлена (С. 16) и изЪ являетЪ (С. 15), обь явилЪ (С. 51) и обЪ явили (С. 49). Создается впечатление, что главное здесь - поставить какой-либо знак, а какой именно - не слишком важно: главное - разделить. Однако если употребление ера в этой функции ничему не мешает (т.к. твердость звуков в середине слов все равно никак не обозначается), то употребление еря в функции разделительного знака мешает становлению его как знака мягкости. С одной стороны, Ь уже утвердился как знак мягкости на конце слов (в сильной позиции) и поэтому он является главным претендентом на роль символа мягкости; с другой стороны, Ь то и дело употребляется в функции разделительного. Согласный перед /j/ чаще всего тоже мягкий (ассимилятивно мягкий), поэтому Ь в этой позиции вроде бы закономерен. В то же время главная его роль здесь - роль "разделителя", т.е. знака йотового чтения гласной буквы.

С этой целью Ь и Ъ очень часто встречаются на стыке приставки и корня (и обычно только здесь употребляются оба эти знака), этим объясняется и гиперкорректное употребление разделительных знаков - перед буквами У, О, см.: в книге "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713): безЪ опа/сенЪ (С. 58), предЪ усмотреные (С. 71); в "Книге Устав Морскои" (Спб., 1720): предЪ уготовятЪ (С. 6); в "Книге Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717): безЪ упокоiство (С. 7, 3 раза), полЪ осмiны (С. 112), предЪ увЬщанiе (С. 170); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ ученiя (С. 24), предЪ ускорилЪ (С. 34); "Регламент" (М., 1731): возЪ обновляли (С. 14); "Описание" (Спб., 1733): предЪ увидЬлЪ (С. 4). Это подтверждает, что главная задача здесь - обозначить /j/ перед гласными, часто просто отделить согласный от гласного, одну морфему от другой.

В текстах XVII - начала XVIII в. мы почти не встречаем случаев отсутствия знака "разделительности" (исключение составляют некоторые иноязычные слова типа "педесталЪ", освоение которых русским языком еще не закончено), зато встречаем множество случаев отсутствия показателя мягкости. Тексты показывают, как долго формировался принцип передачи "разделительности", который существует сейчас. И Ь, и Ъ встречаются после приставок (сейчас только Ъ). Ъ оправдан в большинстве случаев этимологически (и поддерживается использованием в омонимичных предлогах), а Ь передает мягкость согласного приставки, т.е. оба знака здесь закономерны. Но поскольку какая-то упорядоченность в употреблении знаков все же необходима,

между ними идет борьба, что и отражается в текстах. В одних текстах на первый план выходит Ъ, т.е. употребляется преимущественно: "Новеишее основание и практика артилерии Ернеста брауна капитана артилерии во Гданске 1682 года" (М., 1710) - 78 %, "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713) - 62 %, "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717) - 89 %, "Рассуждение какие законные причины Его величество Петр Великий император и самодержец всероссийский... к начатию войны против Короля Карола 12, Шведского 1700 году имел" (Спб., 1722) - 71 %, "Комментарии" (Спб., 1728) - 79 %. В других в тех же позициях преимущественно употребляется Ь: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649) - 73 %, "Книга Устав Морской" (Спб., 1720) - 70 %, "Копии Его царского величества Указов состоявшихся в 1719 и в 1720 Годех" (Спб., 1726) - 95 %. Однако все это мешает складывающемуся обозначению мягкости срединных согласных. Если пишущий пытается употреблять Ь и в том и в другом случае, такая двойственность, по-видимому, останавливает его. Ь в середине слов для него - это прежде всего знак "разделительности", поэтому он чаще всего "из двух зол выбирает меньшее" - не обозначает мягкость. Таким образом, неупорядоченность использования Ь и Ъ в функции разделительных знаков является тормозом для окончательного укрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов. Лишь позднее, когда Ъ вытеснил Ь в положении после приставок и закрепился здесь в функции разделительного знака, Ь получил возможность использоваться преимущественно как знак мягкости в середине слов. Функцию разделительного он стал выполнять только в положении не после приставок, где раньше употреблялись I и Ь и при этом I преобладал, поскольку поддерживался этимологией, а во многих случаях и произношением. Затем произношение без /I/ и написание с Ь закрепилось в большинстве слов русского языка, а произношение с /I/ и написание И осталось преимущественно в абстрактных существительных.

Верность наших предположений, как кажется, должна подтверждаться следующим. Время закрепления Ъ после приставок должно примерно совпадать со временем закрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов или чуть-чуть опережать его. Проследим это на примере исследуемых нами текстов (см. табл. 2).

Приведенная таблица показывает, что отношения между процентом употребления разделительного Ъ после приставок и процентом Ь как знака мягкости в середине слов прямо пропорциональны: чем больше первая величина, тем больше вторая. Это подтверждает связь формирования этих двух важнейших функций Ь.

Итак, наблюдения над изданиями конца 20 - начала 30-х г. XVIII века двух крупных типографий Москвы и Санкт-Петербурга показали, что в середине слов ерь утвердился в функции мягкого знака около этого времени. В типографии при Сенате г.Москвы это произошло немного раньше - в конце 20-х годов XVIII века. В типографии при Императорской Академии Наук г.Санкт- Петербурга Ь в указанной функции стали употреблять примерно с 1732 г. Неупорядоченность употребления Ь и Ъ в функции разделительных знаков на протяжении длительного времени мешала распространению у Ь функции знака мягкости на срединные согласные. Вместе с закреплением за Ъ функции разделительного знака в положении после приставок происходит и закрепление за Ь функции знака мягкости неассимилятивно мягких согласных в положении перед согласными.

2. Функции разделительного мягкого знака

Функции мягкого знака:

Разделительная,

Функция обозначения самостоятельной мягкости парных согласных,

Грамматическая функция.

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ – ночь, учится – учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.

3. Правила употребления мягкого знака

Выбор неразделительного ь зависит от наличия мягких согласных, шипящих на конце слова, от положения мягких согласных перед некоторыми согласными (м, б, г, к).

Мягкий знак после нешипящих соглас-аых пи­шется: 1) на конце слов для обозначения мягкости согласных;

2) в стечении согласных после л, перед м, б, г, к; 3) у возврат­ных глаголов в неопределённой форме; 4) в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский).

Мягкий знак не пишется: 1) в стечении согласных чн , чк, чт, чш, нч, нщ, рч, рщ; 2) в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова.

Конь [н"]. Пять [т"]. Скользить. Письмо. Возьму. Кончить (в сочет. нч ). Июньский (от назв. месяца). Январский (от назв. месяца; исключ.). Восемьдесят.

Если глагол на -тся, -тъся отвечает на вопросы настоящего или будущего времени, то перед -ся мягкий знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы неопределён­ной формы, то мягкий знак пишется.

Купается (что делает? - наст. вр.). Купаться (что делать? - неопр. ф.).

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: 1) у существительных 3-го скло­нения; 2) у глаголов во всех формах; 3) у наречий на ш и ч и в одном слове на ж (настежь).

Пустошь (сущ. 3-го скл.). Режешь (глаг.). Стеречь (глаг.).Спрячь (глаг.). Навзничь (нареч. на ч). Настежъ (наречие -на ж - искл.).

Мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется:

1) у существительных не 3-го склонения; 2) у кратких прилага­тельных; 3) у наречий на ж (кроме настежь).

Рощ (сущ. не 3-го скл.). Плющ (сущ. не 3-го скл.). Горяч (кр. прилаг.).

В именительном и винительном падежах числи­тельных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Ь (буква) (ерь) в славянском алфавите означает краткий гласный, соответствует общеиндоевропейской й, исчезает в конце слова в русском языке уже с Х1 в., а в средине переходит в е, позже, усваивая все свойство последнего, переходит в ё перед твердой согласной: лён.

В современном языке ь обозначает легкое произношение конечной согласной слова. В славянском счислении не имела значения.

Мягкий знак выполняет следующие функции:

1) обозначает мягкость согласных;

2) обозначает грамматические формы слова (после шипящих).

В данной работе приведен материал по современным правилам употребления мягкого знака.

Список использованной литературы

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 1987.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М.:Высш. школа, 1993.

3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996.

4. Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150

5. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация / В.Н.Светлышева, В.Л.Лещенко, Т.М.Воителева и др.; Под ред. В.Н.Светлышевой. - М: Просвещение; Учеб. лит., 1997.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. - М.: Дрофа, 1997.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997


Большая российская энциклопедия – М.: 2001

Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150



>>Русский язык 2 класс >>Русский язык: Разделительный мягкий знак (ь)

Разделительный мягкий знак (ь)

Роль и значение мягкого знака в русском языке

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем изучать особую букву, которую называют мягким знаком. Такая буква, как мягкий знак, не имеет и не обозначает никакого звука, но ее роль заключается в том, чтобы обозначить мягкость согласных звуков на письме.

Например: банька, мель, уголь, тюлень, лень, жаль, конь.

Но, кроме того, что мягкий знак является показателем мягкости согласных звуков, он еще и бывает разделительным.

И так, теперь мы с вами можем подвести итоги и сделать вывод, что такая буква, как мягкий знак, в русском языке употребляется:

Для того, чтобы смягчить предшествующий согласный звук;
В качестве разделительного знака;
Для того, чтобы обозначить определенные грамматические формы.

Мы с вами уже определили, когда необходимо писать в словах мягкий знак для смягчения согласных. А теперь давайте попробуем разобраться с разделительным мягким знаком и узнаем, почему мягкий знак еще называют разделительным, в каких случаях мягкий знак, является разделительным, и как пишутся слова с разделительным мягким знаком.

Чтобы лучше усвоить эту тему и понять отличие мягкого знака, который служить для смягчения согласных звуков и разделительным мягким знаком, попробуем этот вопрос рассмотреть на примере.

Например: Семя и семья

Прочитайте внимательно данные слова. Теперь обратите внимание на то, как звучит последний слог в первом слове – семя. В этом слове «семя» звук [м"] имеет мягкое звучание, так как его мягкости придает буква Я, да и произносится в этом слоге гласный и согласный слитно.

А теперь давайте рассмотрим следующее слово. Слово «семья» - [сем"йа]. В этом случае мы видим, что согласный и следующий за ним гласный произносятся раздельно. Вот такое раздельное произношение между гласным и согласным на письме обозначается при помощи мягкого знака, который называют разделительным мягким знаком.

Например: Коля – колья, солю – солью, полёт – польёт.

Поэтому мы уже с вами можем сделать вывод, что разделительный мягкий знак, указывает на то, что согласный и гласный звук произносится раздельно.

Правила написания разделительного мягкого знака

Разделительный ь (мягкий знак) пишется:

Во-первых, в середине слова перед гласными: е, ё, ю, я. Например: вьюга, терьер, обезьяна, здоровье, бельё, листья.

Во-вторых, в словах иностранного происхождения перед буквой О. Например: шампиньоны, почтальон, бульон.

В-третьих, разделительный мягкий знак пишется в корнях слов, после согласных. Например: декабрь, ячмень, воробьи, степь, ночь.

Также, необходимо запомнить, что разделительный мягкий знак никогда не пишется:

Во-первых, вначале слова;
Во-вторых, после приставок.



А теперь давайте внимательно рассмотрим картинку и попробуем сопоставить разницу мягкого знака, который служит для смягчения согласного и разделительного мягкого знака:



Домашнее задание

1. Прочитайте внимательно слова с мягким знаком и запишите сначала только те, у которых мягкий знак выступает показателем мягкости, а потом – слова с разделительным мягким знаком.

Моль, платье, семья, коньки, день, стулья, шерсть, ручьи, колья, прорубь, лень, унынье, жилье, друзья, банька, здоровье, кисель, пальто, осень, письмо, ливень, компьютер, вельвет, Дарья, счастье, веселье, грусть.

2. Подберите к данным словам антонимы и скажите, в какой роли в них выступает мягкий знак?

Чистота, скука, работа, вред, свет, враги, сахар.

3. Запиши слова во множественном числе:

Друг, лист, крыло, сук, полено, дерево.

4. При написании разделительного знака, какой звук в словах вам слышится?
5. Разгадайте кроссворд.


Вопросы к кроссворду:

1. Как еще можно назвать снежную бурю?
2. Где живут пчелы?
3. Папа, мама, я – дружная ….
4. Животное, которое любит лазать по деревьям.
5. Любимое лакомство Карлсона.