План – конспект занятия по предмету: «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов. Использование коррекционно – развивающих упражнений на занятиях с детьми умеренной и тяжелой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ Конспект занятия для ребенка умстве

Организация коррекционных занятий с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в условиях сельской школы Материал подготовлен учителем индивидуального обучения МОУ Гладчихинской начальной школы Е.А. Карповой. Е.А. Карповой.


Коррекционное занятие - форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении Коррекционное занятие - форма организации учебно-коррекционной работы, основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном и школьном учреждении


Индивидуальные коррекционные занятия проводятся по специальным планам, с учетом особенностей каждого ребенка: - для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью (умеренной, тяжелой умственной отсталостью) – занятия по формированию культуры поведения, развитию речи, эмоциональному развитию; - для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью (глубокой умственной отсталостью) – занятия, направленные на формирование необходимых для жизни социально значимых навыков, в отдельных случаях игровое взаимодействие.


При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал: на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия в процессе сопряженных (совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий; на уровне взаимодействия с помощью полусапряженных (частично совместных) с педагогом действий; на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента); на уровне восприятия (работа после обучающего эксперимента); на уровне применения знаний по образцу; на уровне применения знаний по образцу; на уровне речевой инструкции. на уровне речевой инструкции.


Требования к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия: Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии). Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии). В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития детей с особыми образовательными потребностями и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия), так и инновационных.


К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии: включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.); рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д. (изотерапия); игры с песком (пескотерапия); игры с песком (пескотерапия); игры с водой (водотерапия); игры с водой (водотерапия); игры с куклами (куклотерапия) и т.д. игры с куклами (куклотерапия) и т.д.


К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии: занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие. включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий. изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий с педагогом


Организация индивидуальной работы Организация индивидуальной работы на фронтальном занятии. на фронтальном занятии. 1. Перед началом любого фронтального занятия педагог должен четко представить какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка. 2. На фронтальном занятии, должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей. 3. На фронтальном занятии, должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии. 4. На фронтальном занятии, необходимо в предметно- практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям.


Примерная структура фронтального занятия. Примерная структура фронтального занятия. 1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). 1. Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). 2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала. 2. Упражнения, способствующие включению детей в занятие: игровые приемы, телесный контакт, познание себя и окружающих путем использование метода «аттракции». (Это Саша, поздоровайтесь с Сашей и т.д.), познание себя и окружающих с помощью зеркала. 3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). 3. Коррекционно-развивающий блок (работа по основной теме). В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. В основе работы игровые сюжеты, связанные одной темой. Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока. Коррекционно-развивающий блок может состоять из нескольких или одного составного блока. 4. Релаксационные упражнения. 4. Релаксационные упражнения. 5. Прощание с ребенком. 5. Прощание с ребенком.


ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ Тема: Составление предметной картинки с натуральным предметом (вариант, для более сильной группы детей) Ход работы по теме 1. Обучающий эксперимент, когда педагог демонстрирует процесс действия, а затем просит ребенка повторить за ним. Для соотнесения берутся не более 3 картинок. 2. В случае неправильного выполнения повторяется обучающий эксперимент с предметами. На данном этапе идет вербальное руководство действиями ребенка. 3. В случае неверных выполнений вариант обучающего эксперимента повторяется, но убирается один предмет и одна картинка. Работа повторяется по вышеперечисленному плану.


Тема: Вкладывание предметов в прорези (бутылки, банки и т.д.) (вариант для детей, которые работают только в тесном контакте с педагогом). Ход работы по теме. 1. Обучающий эксперимент. 2. Сопряженные или полусопряженные практические действия. 3. Предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования. 4. Повторные сопряженные или же полусапряженные действия. 4. Повторные сопряженные или же полусапряженные действия. 5. Повторное предоставление времени для самостоятельного предметно-практического манипулирования.


Примерные блоки комплексного занятия: - этикет (умение здороваться, прощаться, поведение за столом, общение со взрослым и детьми) - коммуникативная деятельность (работа с натуральными предметами, игровые речевые ситуации, игровые упражнения, игры, способствующие развитию коммуникативных навыков) - предметно-практическая деятельность (предметно-практические манипуляции или действия с предметами по теме занятия)


Ознакомление с окружающим миром, осуществляющееся следующим образом: ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.); ориентировка детей в предметном мире осуществляется на полисенсорной основе. Это: ощупывание предметов, проба на вкус, проба на запах, обводка руками контура предмета, воспроизведение движениями определенных действий (поглаживание кота, кормление кур и т.д.); создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д; создание музыкального фона на этапе работы по ознакомлению детей с окружающим миром: пение, танцевальные движения, ритмичное музыцирование на барабане, треугольниках, цимбалах и т.д; использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника; использование дидактического материала – вода, песок, глина, ведерки, совочки, тазики, губки, тележки, машинки, доступная и безопасная бытовая техника; усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года; усвоение динамики действий, связанных с определенной порой года; передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень); передача движениями как падают листья, качаются ветки деревьев, барабанят капли дождя (осень); передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д. передача движениями как порхают бабочки, расцветают цветы, вскапывают грядки, белят стволы деревьев (весна) и т.д.


На занятии по формированию коммуникативных навыков и развитии речи следует соблюдать следующие требования: любые задания должны предлагаться в наглядной форме; любые задания должны предлагаться в наглядной форме; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, в одной и той же последовательности и теми же выражениями; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; речевые инструкции надо предъявлять голосом разной громкости, не рекомендуется говорить с ребенком громким голосом; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; целесообразно иногда переходить на шепотную речь; обращать внимание на успехи ребенка. обращать внимание на успехи ребенка.


Самоанализ коррекционно-развивающего занятия Самоанализ коррекционно-развивающего занятия Группа _________________ Тема занятия ________________________________________________ Структура занятия: 1. Каково место данного занятия в теме? Как это занятие связано с предыдущим занятием, как это занятие работает на последующие занятия? 2. Краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка или группы детей, с которыми проводилось занятие. Какие особенности ребенка были учтены при планировании занятия? 3. Какие коррекционные задачи решались в процессе занятия. Дать оценку успешности данного занятия. Обосновать положительные стороны занятия. Определить направления работы, которые не удалось реализовать в структуре данного занятия. 4. Перечислить приемы, методы, используемые в структуре занятии и их назначение. 5. Выделить главный этап коррекционного занятия и дать его полный анализ, связав его с главной задачей занятия. 6. Определить, рационально ли было распределено время, определенное на этапы занятия. Логичны ли «связки» между этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап. 7. Перечислить ТСО, наглядные пособия, определив их значимость в структуре занятия. 8. Обозначить, как осуществлялась оценка деятельности детей на занятии (методы, приемы) 9. Определить удалось ли реализовать поставленные задачи занятия. Если не удалось, то почему? 10. Психологическая атмосфера на занятии. 11. Определение перспектив своей деятельности.




Лексическая тема: «Признаки весны».

Тема занятия: «Весна идёт и все ей рады».

Цель: продолжать знакомство с весенними изменениями в природе.

Задачи:

Образовательные:

Формировать представление о признаках ранней весны.

Учить устанавливать простейшие связи.

Коррекционные:

Активизировать пассивный словарь.

Развивать зрительное и слуховое восприятие.

Формировать умение общаться в диалоге с педагогом и сверстниками, используя жесты.

Тренировать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать самостоятельность, доброжелательность, желание общаться.

Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.

Оборудование: кукла в наряде весны, предметные и сюжетные картинки, чашка со льдом.

Словарная работа: весна, ранняя весна, март, капель, ручьи, проталины, тает, бежит, журчит.

Звукоподражание: кап-кап, кап-кап.

Жесты: спасибо, здравствуй.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам пришёл? Это же Весна-красна. А какая она нарядная, красивая. (Дети рассматривают куклу и усаживают за стол.)

Воспитатель: - Что она нам принесла? Солнышко с теплом, капель звонкую, первую травку. (Воспитатель достаёт и прикрепляет на магнитную доску.)

Основная часть

Весна: - Какое сейчас время года? (На доске или стенде сюжетная картинка «Весна»).

Воспитатель: - Поздоровайся с весной. Мы её долго ждали. (Ребёнок отвечает жестом.)

Воспитатель: - Весна наступает после зимы. По календарю 1 марта. Но в природе так бывает не всегда и не сразу. Погода весной не устойчивая: то тепло, то холодно. Днем солнце начинает светить ярче. Теплеет. От этого снег и лёд тают. Бегут ручьи.

Весна: - Посмотрите, дети, что стало со снегом? - Он растаял. А утром в чашке был снег. Мы внесли его в группу, у нас тепло, вот он и растаял.

Воспитатель: - Март-первый месяц весны. Солнце уже пригревает всё сильнее. С середины марта снег делается рыхлым и зернистым. На открытых местах, где растаял снег, видны проталины - голая земля. Начинается капель - тают на крышах сосульки, капает в лужицы талая вода. Снег и мороз иногда возвращаются, но уже ненадолго.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель ненадолго открывает окно.)

Воспитатель: - Вы слышите, кап-кап, кап-кап…Откуда эти капельки? (Ответы детей).

Воспитатель: - Правильно. Пришла весна. Растопила на крыше снег. Ледяные сосульки тают. Стекает капельками вода-кап-кап, кап-кап. Так плачут сосульки. Им жалко, что кончилась зима.

Игровое упражнение «Песенка капели».

Воспитатель: - Давайте немного поиграем. Я буду читать стишок, а вы будете выполнять движения. Посмотрите, как надо делать. (Сначала демонстрирует движения воспитатель, затем выполняют дети.)

Кап, кап, я капель, Указательным пальцем

Кап, кап, веселей. правой руки слегка

На весеннем тепле постукиваем по раскрытой

Капельки поспели ладони левой руки.

Кап, кап-на скамью, Слегка постукиваем

Детям на игрушки указательными пальцами

Кап, кап-воробью обеих рук по крышке стола

Прямо по макушке!

Успокойся, воробей, Большим и указательным

Лучше капельку попей пальцами имитируем клюв.

Тёпленькой водицы,

Чтобы не сердиться!

Дидактическое упражнение «Идем гулять» (подбор одежды по предметным картинкам).

Весна: - Зимой было холодно взрослые и дети носили теплую зимнюю одежду. Какую?

(Дети выбирают предметные картинки: меховая шапка, шуба, валенки, тёплые сапоги).

Воспитатель: - Весной стало заметно теплее и в зимней одежде нам жарко. Посмотри, как одеты дети на картинке?

Весна: - Что мы наденем на прогулку?

(Дети подбирают картинки, воспитатель комментирует их выбор.)

Воспитатель: - Снег становиться рыхлым и тает, бегут ручьи, солнышко греет сильнее, вместо снега идет дождь. Чтобы не вспотеть, не промокнуть и не заболеть - одежду меняют на более легкую и непромокаемую.

Рефлексия

Лексическое упражнение «Почему?»

Весна: - Почему тает снег? (Солнце греет сильнее, стало тепло.)

Почему бегут ручьи? (Растаял снег и превратился в воду.)

Почему звенит капель? (Сосульки тают и вода капает вниз в лужицы.)

Весна: - Спасибо, детишки, вы молодцы. До свидания. Встретимся с вами на прогулке.

Список литературы

  1. Катаева А.А., Стреблева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. Пособие для учителя. Издательство «Владос», 2001 г.
  2. Т. В. Калинина, С. В. Николаева, О. В. Павлова, И. Г. Смирнова. Пальчиковые игры для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», 2010 г.
  3. С. Вохринцева. Времена года. Издательство «Страна фантазий», 2009 г.

Интернет-ресурсы

  1. www.detsad-kitty.ru
  2. www.doshvozrast.ru

Рабочая программа

индивидуальных коррекционных занятий

для учащегося 5 класса

Программу составил:

Учитель - дефектолог

Актуальность проблемы

Искажённое развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, повреждённого и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из вариантов этого дизонтогенеза является лёгкая умственная отсталость.

Самым главным признаком умственной отсталости является пониженный интеллект ребенка.

При лёгкой форме умственной отсталости IQ больного составляет от пятидесяти до шестидесяти девяти. По внешнему виду такие дети практически совсем не отличаются от остальных детей. В основном они испытывают сложность в обучении, так как у них сильно понижена концентрация внимания. При этом такие дети имеют достаточно точную и хорошую память. Нередко дети имеющие легкую форму отсталости имеют некоторые нарушения в поведении. Такие дети испытывают сложность в общении, они плохо распознают эмоции других людей и становятся замкнутыми. Практически все дети, которые относятся к этой группе, способны отличить свое состояние от состояния здоровых людей.

Также признаками умственной отсталости являются:

Недоразвитие речи;

Затруднения обобщать впечатления прошлого и настоящего, делать из них выводы и таким образом приобретать опыт, новые знания и понятия;

Слабо выражена склонность к фантазированию, так как они не могут создавать новые образы из материала старых представлений.

Принципы программы:

Принцип индивидуального подхода;

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации);

Принцип социального взаимодействия;

Принцип междисциплинарного подхода;

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания;

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Цели программы :

Установление контакта с умственно отсталым ребёнком;

Развитие и поддержка способностей ребёнка в соответствии с его возможностями;

Развитие познавательных навыков;

Смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта;

Повышение активности ребёнка в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями ;

Ориентация умственно отсталого ребёнка во внешнем мире;

Обучение его простым навыкам контакта;

Обучение ребёнка более сложным формам поведения;

Развитие самосознания и личности умственно отсталого ребёнка;

Развитие внимания;

Развитие мышления.

Основные этапы коррекции:

Первый этап – установление контакта с умственно отсталым ребёнком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая атмосфера занятий, спокойная негромкая музыка. Важное значение придаётся свободной, мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребёнком негромким голосом.

Второй этап – усиление психологической активности ребёнка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребёнка, понять специфику поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения умственно отсталого ребёнка, а также развитие основных психологических процессов.

Учебно-тематический план

Календарно-тематическое планирование

Содержание

коррекционно-педагогического

процесса

Время проведения

Содержание работы

1-2

Диагностическое обследование

3-4

«Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

«Форма - цвет»

5-6

Развитие воображения.

«Назови слово»

«Разноцветный коробок»

«Закончи рисунок»

7-8

Развитие вербального мышления (обобщение).

«Подбери общее понятие»

«Запомни фигуры»

9-10

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

«Пословицы»

«Лишний кубик»

«Запомни и нарисуй»

11-12

Развитие вербального мышления (обобщение).

«Совмести фигуры»

«Подбери общее понятие»

«Не путай цвета»

13-14

Развитие вербального мышления (отношения ря-доположности).

Развитие умения сравнивать.

« Найди рядоположное слово»

«Одинаковое, разное»

«Найди девятый»

15-16

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

«Подбери пословицу»

«Найди одинаковые кубики»

«Тропинка»

17-18

Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

«Найди рядоположное слово»

«Невидящие» и «неслышащие»

19-20

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления (отношения целое - часть).

«Объясни значение»

«Целое - часть»

«Палочка-узнавалочка»

21-22

Развитие зрительной памяти.

Развитие пространственных представлений.

«Запомни сочетания фигур»

«Подбери пословицу»

«Раскрась кубик»

23-24

Развитие понятийного мышления (в отношении «целое - часть»).

«Целое - часть»

«Найди значения слов»

«Вырезай точно»

25-26

Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

«Найди причину и следствие»

«Найди фигуры»

27-28

Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

«Назови причину»

«Найди значения слов»

«Найди смысл»

29-30

Развитие опосредованной памяти.

«Письмо инопланетянина»

«Отрицание»

31-32

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

«Пословицы»

«Форма - цвет»

«Раскрась кубик»

33-34

Развитие внутреннего плана действия.

«Совмести фигуры»

«Поезд»

«Пишущая машинка»

35-36

Развитие произвольности движений (точность).

«Найди одинаковые»

«Кто точнее?»

37-38

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).

Развитие мышления (абстрагирование).

«Подбери слово, противоположное по смыслу»

«Только одно свойство» (логическое домино)

39-40

Развитие произвольной памяти.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

«Какого цвета?»

«Вордбол»

«Найди одинаковые кубики»

41-42

Развитие опосредованной памяти.

Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.

«Письмо инопланетянина»

«Вырезай точно»

43-44

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие произвольности движений.

«Муха»

«Найди фигуры»

«Попади в свой кружок»

45-46

Развитие мышления (анализ через синтез).

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

«Разгадай ребусы»

«Только одно свойство»

«Развертка куба»

47-48

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

«Отыщи числа»

«Найди смысл»

49-50

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

«Поезд»

«Невидящие» и «неслышащие»

51-52

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

«Отрицание»

«Ленточки»

«Знай свой темп»

53-54

Развитие мышления (абстрагирование).

«Подбери общее понятие»

«Только одно свойство»

55-56

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

«Подбери общее понятие»

«Форма - цвет»

57-58

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие смысловой вербальной памяти.

«Найди девятый»

«Точно такие»

«Объедини по смыслу и запомни»

59-60

Развитие вербального мышления (отношения последовательности).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие произвольных движений.

«Подбери следующее»

«Стенографы»

«Зеваки»

61-62

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательного восприятия.

«Найди фигуры»

«Письмо инопланетянина»

«Палочка-узнавалочка»

63-64-65-66

Повторение

67-68

Диагностическое обследование

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Мониторинг формирования социальных (жизненных) компетенций

Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о помощи

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие ценностей и социальных ролей

Различать правил поведения в различных ситуациях с людьми разного статуса: учителем-учеником

В умении проявить инициативу

Освоение допустимых границ социальных контактов

Уровень: высокий, средний, низкий.

Список используемой литературы

    Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. / Никишина В.Б.- М.:Гуманитар. Владос, 2004.

    Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов./ Карпова Г.И, Артемьева Т.П. – Екатеринбург, 2002.

    Обучение детей с ЗПР. Организация индивидуальных и групповых занятий в классах КРО. /Шамарина Е.В. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003.

    Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. /Ольшанская Е.В. – М.: Издательство «1 сентября», 2004.

    Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. /Ильина М.Н., Парамонова Н.Я., Головнева Н.Я. – СПб.: дельта, 1998.

    Журналы «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития», «Дефектология».

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию психических процессов у детей с умеренной умственной отсталостью «Белоснежка и семь гномов»

Архангельская область, село Верхняя Тойма, МБОУ « Верхнетоемская СОШ»
Теоретические предпосылки:
На коррекционно-развивающих занятиях создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.
Задания для коррекционно - развивающих занятий по развитию психических процессов подбираются таким образом, чтобы дети находились в зоне умеренной трудности, но были доступными для конкретного ребёнка, что обеспечивало переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.
Эти умения составляют основу успешного освоения школьной программы.
Цель: познакомить коллег с опытом работы по коррекции недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей с умеренной умственной отсталостью средствами изучаемого программного материала.
Задачи:
Образовательные:
-Повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- Учить сравнивать предметы по одному - трем свойствам (признакам).
-Формирование положительной мотивации к обучению;
Развивающие:
-Коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально–личностной сферы; формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности;
-Развивать умение выделять свойства (признаки) в предметах, абстрагировать эти свойства (признаки) от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Воспитательные:
-Воспитывать у детей чувство коллективизма.
-Воспитывать уверенность при выполнении заданий.
Возраст детей: 18лет, 12 и 11 лет.
Форма занятия: Путешествие в сказку.
Предварительная работа:
1.Слушание сказки и просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
2.Проведение коррекционно-развивающих занятий, согласно утверждённому тематическому плану.
3.Выполнение подобных заданий на этих занятиях.

Ход занятия:

Организационный момент.
Под музыку заходят дети. Они здороваются с гостями. Встают около воспитателя, одетой в костюм Белоснежки.
Белоснежка: Сегодня у нас с вами будет занятие необычное - сказочное. Потому что я сегодня буду Белоснежкой и со мной пришли к вам на занятие мои друзья – гномы. А где же они? (Воспитатель предлагает детям сесть на свои места и посмотреть на доску.) Давайте посчитаем, сколько гномиков пришли к нам на занятие. (Дети считают). У этих Гномов тоже есть имена: Тихоня, Ворчун, Чихун, Весельчак, Скромник, Простак, Засоня.
Слайд№2
Белоснежка: Скажите, а что мы с вами развиваем на наших занятиях, когда к нам приходит Гном? Для чего мы это делаем?
(На все коррекционно- развивающие занятия приходил сказочный персонаж Гном, поэтому дети смогут сами рассказать, чем будут заниматься на этом занятии, поставить цель.)
Белоснежка: Каждый Гном приготовил для вас интересное задание, а я буду смотреть, как вы справляетесь с ними. Вы готовы отправиться в сказку? Тогда кивните головой.

Основная часть:
Тихоня: Слайд№3.
Отгадать загадку:
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идет в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь: «Это Гном!»
(Показать какой именно Гном подходит под описание в этом стихотворении.)
Ворчун:
Слайд № 4,5,6,7,8,9.
Детям предлагаются задания «4-лишний», «Что изменилось?»
Чихун: Слайд№10,11.
Детям предлагается раскрасить картинку по образцу.

Весельчак:
Слайд№12,13.
Проводится физминутка «Весёлые Гномы».
Простак: Слайд№14.
Предлагается внимательно рассмотреть Гномов на слайде и потом показать Гнома, подходящего под описание:
-Какой Гном самый худенький?
-Какой самый толстый?
-У какого Гнома шапка красного цвета?
-Какой Гном плохо видит? Как догадались?
-Какой Гном самый весёлый?
Скромник:
Детям предлагается собрать картинку из частей. Коллективное задание. (Получится картинка с изображением Гнома).

Засоня:
Слайд №15.
Предлагается найти Гнома, который спрятался. Кто ещё есть на картинке?
Белоснежка: Какие вы молодцы! Со всеми заданиями, которые придумали для вас Гномы, вы справились. Скажите, а что мы развивали сегодня на занятии? Если вам понравилось наше сказочное занятие, то кивните головой. Давайте посмотрим на доску, понравилось ли Гномам, как вы занимались? Слайд № 16.
(Детям вручаются сладкие призы за работу на занятии).

Волшебники-гномы,
Слайд № 17.
Немало для нас
Чудесного сделать могли бы.
Но больше чудес
Совершает в сто раз
Волшебное слово «СПАСИБО»!
Белоснежка: Спасибо вам, ребята, за отличную работу на занятии. Спасибо вам, уважаемые коллеги, что пришли к нам в гости.

Презентация на тему: Белоснежка и семь гномов

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие в подготовительной группе «Как еж зимует в лесу?»