С. Семенова «Николай Федорович Федоров

Жизнеописание

Николай Фёдоров родился 7 июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца . В г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе , проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.

В середине 60-х годов познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном , одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова , но через три недели освобождён.

Современники Фёдорова

В 1870-х гг. Фёдоров, работая библиотекарем, был немного знаком с Циолковским . В с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский .

Философские идеи

Фёдоров и библиотечное дело

Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как миколог Н. А. Наумов , В. И. Вернадский , А. Л. Чижевский , В. С. Соловьев , Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей - существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле , биосфере , космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека . Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Трансгуманизм - одна из ярких черт учения космистов, вытекает из самой сущности природной, космической эволюции.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне по праву называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена . Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма » также имеет полное право считать Фёдорова своим предтечей . Современные «нанотехнологии » - это фактически, не что иное, как реализация идей о «собирании из атомов» макроскопических тел, вплоть до тела человека. Хотя о реальной возможности сборки даже отдельной клетки сегодня говорит ещё рано - хотя вирус уже можно собрать из набора нуклеотидов - это направление не остановится в своём развитии. Чтобы оценить глубину и ясность его ума, стоит напомнить, что в то время, когда жил Фёдоров, даже крупные учёные сомневались в реальном существовании атомов.

«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский , Н. Клюев и В. Хлебников , М. Горький и М. Пришвин , А. Платонов и Б. Пастернак , В. Чекрыгин и П. Филонов . Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский : «Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. … Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам и мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Связь с Космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир. Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия Общего Дела», внимательно читал С. П. Королёв . Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.

Современность

Сочинения

Библиография

  • Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. . - М.: Традиция, 1997. - Т. 3. - ISBN 5-89493-003-0, ББК 87.3(2), Ф 33
  • Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. . - СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

Ссылки

Примечания

Жизнеописание

Николай Фёдоров родился 7 июня 1829 в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области). Как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца . В г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе , проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.

В середине 60-х годов познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном , одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова , но через три недели освобождён.

Современники Фёдорова

В 1870-х гг. Фёдоров, работая библиотекарем, был немного знаком с Циолковским . В с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский .

Философские идеи

Фёдоров и библиотечное дело

Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных ученых и философов, как миколог Н. А. Наумов , В. И. Вернадский , А. Л. Чижевский , В. С. Соловьев , Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей - существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле , биосфере , космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека . Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия. Трансгуманизм - одна из ярких черт учения космистов, вытекает из самой сущности природной, космической эволюции.

Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне по праву называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное. Философы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» - действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.

Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена . Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма » также имеет полное право считать Фёдорова своим предтечей . Современные «нанотехнологии » - это фактически, не что иное, как реализация идей о «собирании из атомов» макроскопических тел, вплоть до тела человека. Хотя о реальной возможности сборки даже отдельной клетки сегодня говорит ещё рано - хотя вирус уже можно собрать из набора нуклеотидов - это направление не остановится в своём развитии. Чтобы оценить глубину и ясность его ума, стоит напомнить, что в то время, когда жил Фёдоров, даже крупные учёные сомневались в реальном существовании атомов.

«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский , Н. Клюев и В. Хлебников , М. Горький и М. Пришвин , А. Платонов и Б. Пастернак , В. Чекрыгин и П. Филонов . Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский : «Фёдоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества. … Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам и мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Связь с Космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир. Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия Общего Дела», внимательно читал С. П. Королёв . Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.

Современность

Сочинения

Библиография

  • Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. . - М.: Традиция, 1997. - Т. 3. - ISBN 5-89493-003-0, ББК 87.3(2), Ф 33
  • Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. . - СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

Ссылки

Примечания

Николай Федорович Федоров (1828-1903) считается основателем такого своеобразного философского направления, которое в истории философии получило именование "русский космизм".

Он родился в селе Ключи Тамбовской губернии от внебрачной связи князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки (по другим сведениям - пленной черкешенки). Свою фамилию он получил от крестного отца. Окончив гимназию в г. Тамбове, Николай Федоров поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе. Проучившись всего три года в лицее, с 1854 года он преподавал историю и географию в школах различных городов. В 1868 году Н.Ф. Федоров поселяется в Москве и в 1874 году начинает служить библиотекарем в читальном зале Румянцевской библиотеки (ныне - Российская государственная библиотека). Служба в библиотеке продолжались в течение 25 лет. Жил Н.Ф. Федоров очень скудно, ибо жалование было невелико. Однако верный христианским истинам он сознательно придерживался аскетических идеалов, а от своих небольших заработков он даже ухитрялся выделять некоторые суммы для собственных "стипендиатов", которых, фактически, содержал за собственный счет.

В эти годы, помимо службы в библиотеке, Н.Ф. Федоров много и плодотворно работает над собственными сочинениями и в течение нескольких лет создает свою религиозно-философскую систему. Правда, он практически ничего не публиковал при жизни, а если и публиковал - то без подписи. Но его труды расходились, хоть и фрагментарно, в рукописях, или же излагались изустно во время бесед. Благодаря этому, Н.Ф. Федоров получил большую известность среди ученых, писателей, философов, а в круг общения входили Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, В.С. Соловьев. Все эти выдающиеся отечественные мыслители очень высоко ценили Н.Ф. Федорова и его философскую систему, а В.С. Соловьев признал его "своим учителем и отцом духовным". Выйдя в отставку, Н.Ф. Федоров вскоре снова начал работать - теперь в библиотеке при Архиве министерства иностранных дел в Москве. Всю жизнь проживший в одиночестве, он скончался в больнице для бедных от воспаления легких.

Сочинения Н.Ф. Федорова были опубликованы только после смерти. Его философская система была изложена и отредактирована его учениками и друзьями Н. Петерсоном и В.А. Кожевниковым и издана в двух томах под общим названием "Философия общего дела" (т.1 - в г. Верный в 1906 г.; т.2 - в Москве в 1913 г.).

Вообще философская концепция Н.Ф. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционной проблемы русской философии, имеющей свое начало еще в древнерусской мысли - это проблема воскресения и спасения человека в Боге. Но Н.Ф. Федоров значительно и решительно расширяет рамки этой проблемы, поднимая ее до вопроса о спасении всей Вселенной от зла. И в этом смысле философия Н.Ф. Федорова - это оригинальная религиозно-мистическая и даже религиозно-фантастическая концепция. Она недаром получила именование "философии общего дела", ибо именно идея "общего дела" всего человечества лежит в ее основе. Сам Н.Ф. Федоров утверждал, что философия нужна для того, чтобы быть "проектом всеобщего дела". В чем суть этого "общего дела"?

С точки зрения русского мыслителя и традиционно для христианина, Н.Ф. Федоров считал, что целью бытия является устроение Царства Божия. Но как достигнуть этого высшего идеального состояния, если во всем мире, во всей Вселенной столь распространено зло? По убеждению русского мыслителя мир погряз во зле, ибо в нем царствует "небратство", разобщенность, безнравственность. Созданное человечеством общество - "зооморфное", "несовершеннолетнее", ведь оно основывается на превознесении эгоизма отдельной личности, а кроме того, общество расколото на многообразные сословия. А в результате, мир идет к концу, к своей гибели: "Нынешняя Вселенная стала слепою, идет к разрушению, к хаосу".

Следовательно, необходимо спасение Вселенной от разлившегося в нем зла, и главной силой спасения Федоров называет человечество: "Человечество призвано быть орудием Божиим в деле спасения мира". По его убеждению, Христос показал пример и принес людям знание о спасение, теперь же задача заключается в "обращении знания в дело". Собственно говоря, решению именно этой, действенной задачи человечества и посвящена вся философия Федорова. И в этом смысле, Федоров исходил из единства, практически тождества знания и действия, заложенных Богом в человека.

"Программа" знаний и действий представлена в Евангелии. Но Федоров считал, что человечество неправильно понимает евангельские истины. Он был уверен, что понимание Евангелия, как пути к индивидуальному спасению - это глубоко порочный путь, как раз и ведущий к гибели мира. Наоборот, Федоров призывал увидеть в Евангелии ее всеобщность и всемирность и, главное, программу всеобщего спасения. Но Н.Ф. Федоров не останавливается на идее всеобщего спасения человечества. Он мыслит глобально и очень широко. По его убеждению, раз человеку дано познавать Вселенную, то, значит, ему дано и владеть ею. Недаром он говорил, что людям предстоит "не только посетить, но и населить все миры Вселенной… Сего ради создан человек". Таким образом, Н.Ф. Федоров формулирует космически-божественную функцию человека: "Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом". Поэтому власть человека должна распространиться "на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения Вселенной". Именно поэтому, Федоров и считается основателем "русского космизма", сторонники которого утверждали действенно-преобразующую роль человечества во Вселенной, в Космосе.

Однако человечество не может в своем разобщенном состоянии исполнить столь глобальную задачу. Главная причина - смерть, которая прерывает жизненный путь каждого человека. И тогда Федоров выдвигает смелый и неожиданный тезис - смерть преодолима. Ведь если Господь создал человечество для спасения Вселенной, то значит и преодоление смерти Он предусмотрел. Причем, Федоров понимал преодоление смерти не в метафизическом, традиционном для христианства смысле, как возможность достижения вечной жизни духа после физической смерти тела. Наоборот, он утверждает, что смерть преодолима именно в физическом смысле - человечество способно добиться физического бессмертия.

С точки зрения Федорова, смерть - явление временное, обусловленное "невежеством" и "несовершеннолетием" человечества, потерявшего свое единство. Следовательно, необходимо объединение всех сил всего человечества и, в первую очередь, веры и науки. Вера указывает цель - преодоление смерти, а наука дает средства достижения цели - с помощью науки люди могут победить природу и научиться управлять планетами, атомами и молекулами. Именно ученые способны создать идеальное общественное устройство - психократию, в основе которого будет лежать принцип всеобщего братства. И тогда человечество победит смерть.

Но, даже если человечество достигнет бессмертия, все равно того количества людей, которые сейчас живут и будут жить на Земле, не хватит для исполнения главной задачи - спасения Вселенной и заселения всех ее миров для борьбы со злом. Таким образом, преодоление смерти должно распространяться не только в будущее, но и в прошлое.

И здесь Федоров опять ставит перед человечеством сверхглобальную задачу - необходимо истинное телесное "воскрешение всех усопших" предков или, как называл их сам Федоров - "отцов". Он уверен, что люди настолько овладеют знаниями, что смогут "рассеянное собрать, разложенное соединить, то есть сложить в тело отцов", ибо люди уже будут уметь самосозидать свои тела из неорганических веществ. Федоров считал, что "патрификация" (воскрешение предков) предполагает возвращение к жизни "отцов" в новом, преображенном духовном и телесном состоянии. В результате, Федоров утверждает, что долг "воскрешения" (или "супраморализм") - это не только высшая нравственность, но и само христианство, превращенное из слепой веры в реальное действие. Не случайно в его трактовке Бог предстает всеблагим и любящим "Богом отцов не мертвых, а живых".

Собственно говоря, "воскрешение всех усопших" - это и есть суть общего дела. Таким образом, "философия общего дела" - это философия "всеобщего воскрешения усопших", которое Н.Ф. Федоров считает исполнением Божией воли: "Всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем".

В этом смысле нужно сказать, что подобные трактовки Н.Ф. Федоровым проблемы воскресения были очень нетрадиционны. Ведь с точки зрения христианского, в том числе и православного вероучения, возможно духовное воскресение после смерти. При этом на Страшном суде свершиться Божие решение - праведники будут удостоены вечной жизни, а грешники - вечных мучений. Иначе говоря, спасение будут удостоены не все. Н.Ф. Федоров понимает противоречие своей "философии общего дела" христианскому вероучению. Он писал, что всецело принимает учение о возможности "воскресения для вечного наказания", т.е. то, что вечное спасение будет даровано не всем. Но цель, которую русский мыслитель поставил перед собой, в том и состояла, чтобы показать: человечество способно само, без непосредственного Божиего вмешательства исполнить Его Высшую волю - достичь всеобщего воскрешения. Поэтому Федоров искал пути достижения "полного и всеобщего спасения - вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а другие (праведники) на вечное созерцание этих мук". Итак, Н.Ф. Федоров подчеркивает возможность такого "всеобщего спасения". И если человечество не справится с этим "общим делом", то тогда уже Сам Господь будет решать кто достоин спасения, а кто - вечных мук.

Учение Н.Ф. Федорова сыграло большую роль в истории отечественной философии. Его идеи нашли свою интерпретацию в разных философских учениях. Н.А. Умов, К.Н. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский развивали "философию общего дела" в естественнонаучном направлении, создав и оформив учение "русского космизма". В частности, Циолковский утверждал, что "вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса". В другом, религиозно-богословском направлении, трактовали "философию общего дела" В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и другие русские мыслители.


© Все права защищены

15.12.1903 (28.3).– Умер Николай Федорович Федоров, автор "Философии общего дела"

"Философия общего дела" и "рай на земле"

Николай Федорович Федоров (26.5.1829–15.12.1903) был оригинальным философом-футурологом, мечтавшим воскресить всех умерших людей, когда-либо живших на земле: с помощью науки собрать их рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов». Однако миллиарды воскрешенных не уместятся на Земле, поэтому Федоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства. Федоров положил начало так называемому русскому космизму – религиозному проекту освоения человечеством космоса как Божия замысла с приближением таким образом к Богу. Утопическое учение Федорова, изложенное в книге "Философия общего дела", содержит многие верные нравственные составляющие, однако в целом его оптимистические фантазии, граничащие с гностицизмом, каббалой, теософией, оккультизмом, – противоречат христианскому учению о смысле мiроздания и о конце земного мiра.

Будущий философ родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области) как внебрачный сын князя П.И. Гагарина, получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди К.И. Гагарина, платившего за обучение. В 1854 г. получил учительский аттестат в Тамбовской гимназии и был определен преподавателем истории и географии в Липецкое уездное училище. С октября 1858 г. преподавал в Боровском училище Тамбовской губернии и затем периодически в других городах.

В1867–1869 гг. он давал частные уроки в Москве. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке (первая в Москве общедоступная библиотека, положившая начало Исторической), а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни – в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В библиотеке Румянцевского музея (будущей РГБ) Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.

Федоров вел аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим "стипендиатам", от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Он отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет – единственный портрет Федорова был написан тайно Леонидом Пастернаком. Умер философ в 1903 г. от воспаления легких, похоронен на кладбище Скорбященского монастыря (на углу Новослободской улицы и Вадковского переулка, сейчас там машиностроительный университет "Станкин").

Необычное учение Федорова своей высокой нравственной целью победы над смертью уже в земном мiре, глубиной этических требований как долга перед прошедшими поколениями, идеей "регуляции природы", привлекало многих современников. Во время работы в Боровском уездном училище Федоров познакомился с Н.П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе . Позже, работая библиотекарем, был знаком с К.Э. Циолковским, которого хотел сделать своим "пансионером", и оказал влияние на его мiровоззрение. В 1878 г. с учением Федорова в изложении Петерсона познакомился , которого мысли философа "заинтересовали" как близкие по духу. В 1880-х и 1890-х гг. Федоровым регулярно общался философ , написавший: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. "Проект" Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш "проект" есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Федорова заметно в работе Соловьева «Об упадке средневекового мiросозерцания». В это же время с Федоровым регулярно общался и Л.Н. Толстой, говоривший: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком» (но позже они разорвали отношения из-за резко антицерковных и антиправительственных позиций Толстого).

При жизни Федорова его работы не публиковались, они были собраны и изданы в 1906–1013 гг. его друзьями и учениками В.А. Кожевниковым и Н.П. Петерсоном под наименованием "Философия общего дела". С этой книги Федорова начинается так называемый "русский космизм", различные аспекты которого представлены в XX веке именами таких ученых и философов, как В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, в литературном творчестве А. Платонова и многих советских писателей. Литературовед-декадент А. Волынский (Хаим Флексер) восторгался: «Федоров – единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

Веря в безконечность эволюции разума, космисты выдвинули идею нового сознательного этапа развития и творческого преобразования земного мiра и заселения всей Вселенной, спасения ее от энтропийной смерти научными усилиями человечества, победы духа над материей, устранения всех несовершенств, зла и его высшего проявления – смерти. В этом русле "регуляции природы", экологии и освоения космоса в конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Федорова снова возрос. В Москве в конце 1980-х годов было создано Общество им. Н.Ф. Федорова. В Музее-читальне им. Федорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Федорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Федоров и Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Федоровские чтения. Традиция Федоровских чтений стала регулярной, а в 2003 г. был проведен Международный Конгресс в Белграде "Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н.Ф. Федорова".

И Федоров и многие его последователи основывали свои философские и нравственные идеи на христианстве. Однако с точки зрения православного богословия эти идеи были хилиастическим "религиозным позитивизмом", верой в человеческое создание "рая на земле" и его распространении на весь космос при игнорировании Царства Божия, будущего воскресения всех людей и их различной посмертной судьбы. Учение Федорова было родственно всем вариантам "рая на земле", имевшим в Новое время масонско-иудейскую основу.

Приведем ниже оценку "Философии обшего дела" видным православным ученым (в кавычках внутри текста он приводит слова самого Федорова):

«Учение Федорова есть своеобразная форма религиозного позитивизма, утонченная форма «позитивной религии». И, строго говоря, ничто не изменится, если в нем умолчать о Боге (как многие из продолжателей Федорова теперь и поступают)…

Говорят, Федоров был церковным человеком. Но его мiровоззрение, «в большинстве своих предположений», не было христианским вовсе, и с христианским откровением и опытом резко разногласит. И это скорее идеология, чем действительная вера… «Христос есть воскреситель и христианство есть воскрешение; завершением служения Христа было воскрешение Лазаря…» Это не случайная обмолвка. Христос и был для Федорова только величайшим чудотворцем, которому духи и стихии повинуются. Таинство Креста оставалось для него закрытым, – «и самая крестная казнь, и смерть Христа были лишь безсильным мщением врагов воскрешения и врагов Воскресителя…» Вифания, где воскрешен был Лазарь, для Федорова выше Назарета, и Вифлеема, и самого Иерусалима…

У Федорова остается одно прикладное христианство без основного. Его «проект» нисколько не выводит за пределы «слишком человеческого». И не в христианском Откровении источник его вдохновений. Федоров исходит из других преданий и традиций. Он строит какое-то «новое христианство»…

Словесно Федоров как будто в церковности и в православии. Но это только условный исторический язык. У Федорова совсем не было интуиции «новой твари» во Христе, он не чувствовал, что Христос есть «потрясение» для природного порядка и ритмов. О Христе он говорит очень редко, мало и неясно, в каких-то бледных и неубедительных словах. Строго говоря, у Федорова нет никакой христологии вовсе…

В его «проектах» нет вовсе потусторонности, есть прямое нечувствие преображения…

Строго говоря, у Федорова была одна всепоглощающая тема, один навязчивый замысел. Это – тема о смерти. И этот замысел – воскрешение мертвых. И вот в том, что Федоров говорит о смерти и воскресении, поражает его нечувствие. Странно сказать, но в смерти он не чувствовал тайны не почувствовал в ней темного жала греха. Для Федорова то была скорее загадка, чем тайна, и неправда больше, чем грех. И эту загадку смерти он почти что исчерпывает в пределах морали и евгеники. «Воскрешение предков», восстановление родовой полноты и цельности, восстановление естественного и психологического братства, – этим и исчерпывается для него духовная сторона победы над смертью. В природе «воскрешение» означает только переключение и обращение энергии, означает разумную регуляцию процессов. Сам Федоров подчеркивал, что ничего «мистического» здесь нет и быть не должно. И всеобщее Воскресение он представляет себе, как некое возвращение к здешней жизни, только в восстановленной полноте рода…

Нечувствие греха (только «недомыслие!») искажало для Федорова все перспективы. Он не мог вместить в свою систему и осмыслить само понятие спасения, – «спасаться» собственно было не от чего…

У человека есть только один действительный враг, с которым Федоров и призывал бороться, предполагая, что у человека есть силы этого врага побороть, ­– это – природа или смерть... И это враг только временный…

Природа слепа и в этой своей слепоте губительна и смертоносна. Но стихия сильна, пока не обуздана. Сильна, пока не силен человек, пока он не прозреет. И человек сильнее природы, и он призван овладеть природой, обуздать и обратить в покорное орудие смысла и разума. Тогда и смерть прекратится…

Интересует Федорова собственно только судьба человеческого тела. И ведь именно через тело человек и сращен с природой… Но остается совсем неясно, какова же судьба души?.. Остается и то неясным, что же есть смерть?.. Остается неясным, кто умирает и кто воскресает, – тело или человек?..

О загробной жизни умерших Федоров едва упоминает. Он говорит больше об их могилах, об их могильном пpaxе. И весь феномен смерти в изображении Федорова сводится собственно к тому, что поколения вытесняют одно другое, что слишком коротки сроки жизни, и вся совокупность человеческих поколений не может осуществиться сразу. Смерть в его понимании есть только натуральный изъян, недоразвитость природы и мiра. «Нет смерти вечной, а устранение смерти временной – наше дело и наша задача…» Потому и врачевание против смерти предлагается натуральное, в пределах природы, силами человека и природы, без всякого трансцензуса, без благодати. «Нужно еще прибавить, что воскрешение, о котором здесь говорится, есть не мистическое, не чудо, а естественное следствие успешного познания совокупными силами всех людей слепой, смертоносной силы природы…».

Главное же в том, чтобы возвратить или возстановить свою власть над собственным телом…

Человек «должен вновь овладеть своим телом изнутри, – должен настолько познать себя и мiр, чтобы иметь возможность производить себя из самых основных начал, на которыя разлагается человеческое существо». И это умение «воспроизводить себя» предполагает соответственную власть и над всяким человеческим телом, над материей вообще, «познание и управление» всеми молекулами и атомами внешнего мiра, - ибо весь мiр есть прах предков. Извлекать частицы умерших тел придется из сидерических далей, из теллурических глубин…

Для Федорова здесь вопрос стоит именно о собирании и сочетании частиц, о складывании разложившегося («сложить в тела отцов, какие они имели при своей кончине»)…

Он... ожидает, что от такого обращения и рационализации мiр оживет и воскреснет, станет безсмертным. «Обращая влияние земной массы в сознательный труд, объединенный род человеческий даст земной силе, управляемой разумом и чувством, следовательно силе живоносной, преобладание над слепыми силами других небесных тел и соединит их в одном живоносном деле воскресения…»

Тогда и откроется «трудовой рай»...

В этом странном религиозно-техническом проекте хозяйство, техника, магия, эротика, искусство сочетаются в некий прелестной и жуткий синтез. ...

Божественному действию он противопоставляет человеческое. Он благодати противопоставляет труд. Одно вместо другого. Мiр замкнут в себе…

«Знанием вещества и его сил восстановленные, прошедшие поколения, способные уже воссозидать свое тело из элементарных стихий, населят мiры и уничтожат их рознь… Земля станет первой звездой на небе, движимой не слепой силой падения, а разумом, восстановляющим и предупреждающим падение и смерть. Не будет ничего дальнего, когда в совокупности мiров мы увидим совокупность всех прошедших поколений … Этот день будет дивный, чудный, но не чудесный, ибо воскрешение будет делом не чуда, а знания и общего труда…»

С этим гуманистическим активизмом у Федорова связано условное понимание эсхатологических пророчеств Библии, как предупреждений и предостережений, обращенных педагогически к воображению и воле людей. Они говорят только о том, что случилось бы под условием человеческого неделания…».

«Духовно ослепляя человека, даже считающего себя христианином, хилиазм в корне извращает все православное христианское мiровоззрение... Но что самое страшное: настроенные так, вопреки учению Церкви (кроме верховодов и заправил этой ереси, прекрасно понимающих, что они делают, куда идут и ведут других), иногда даже не знают, что они принимают участие отнюдь не в устроении Царства Божия на земле, а – в подготовке Царства Антихристова. Ведь, по предречению ряда Святых Отцев, идеей установления благоденственного и мирного жития на земле, полного изобилия и благополучия, под громким названием "Царства Божия", будет прельщать христиан и привлекать их симпатии к себе не кто иной, как Антихрист.

Итак, вот кому в конечном итоге служат эти современные еретики – нео-хилиасты!

Неужели в нынешнее время это может быть кому-то еще неясно?..»

( . "Святый праведный отец Иоанн Кронштадтский – обличитель современной ереси "нео-хилиазма".)

Великий русский философ Федоров Николай Федорович был известен, как «московский Сократ». Он – создатель нового взгляда на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми. Из-за привязки учения Николая Федоровича к христианской модели мироздания, большая часть его работ не получала широкой огласки в советский период. Но, благодаря ученикам философа, сохранившим его труды, у современных ученых есть возможность ознакомиться с полным собранием сочинений, и развивать отрасль науки, появившийся на базе его идей: космонавтике.

Особенности русского космизма

Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.

Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики. Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения. Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.

Направления русского космизма:

  1. естественнонаучный;
  2. религиозно-философский;
  3. ноосферный;
  4. художественно-поэтический;
  5. эзотерический.

Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.

Основные факты биографии

Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.

Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.

Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.

В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г. он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским. Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.

Основные произведения Федорова:

  • «Философия общего дела». Сборник сочинений, в которых подробно изложены идеи Федорова о космизме;
  • «Авторское право и авторская обязанность или долг». В этом произведении оспаривается концепция авторского права, и предлагается свободное распространение информации.
  • «Не эгоизм, не альтруизм, а родство». Размышления философа о необходимости объединения людей на равноправных условиях.

Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.

Что такое космизм

Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.

Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми. Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени. После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.

По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.

Этика для нового мира

Человеку необходима идея (этика), которая станет определять его стремления и жизненные принципы. Философствование Федорова о новой этике основывалось на христианском учении о Триединстве. Бог един в трех лицах, и его разные ипостаси могут существовать как одна, несмотря на их различия. Люди, следуя Божьему завету, должны преодолеть вражду, основанную на индивидуальных различиях, и научится жить в мире. Федоров был очень набожным человеком, регулярно посещал церковь. Он полагал, что развитие науки невозможно без духовности и моральных норм, предлагаемых христианством.

Для преодоления вражды человечеству нужен повод, объединяющий разные социальные группы. Основная идея, вокруг которой могло бы сплотиться человечество – забота об экологии. Федоров предполагал, что изучение законов природы поможет людям отказаться от искусственных разграничений: разделения единой планеты на государства, враждующие друг с другом. Забота о природе одинаково важна для людей любых национальностей, политических взглядов и уровня образования.

Теория о воскрешении мертвых

Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.

Главная человеческая проблема – смертность. Федоров утверждал, что смерть – зло, и должна быть побеждена. Каждый человек, появляясь на свет после смерти своих предков – преступник, и обязан искупить свое право на жизнь, способствуя воскрешению всех умерших.

Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания. Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли. Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.

По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов). Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.

Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку

У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.

Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство. Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.

Семья должна основываться на принципах:

  • доверия;
  • открытости;
  • уважения;
  • сочувствия;
  • понимания.

Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры. Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению. Победить смертность ему поможет любовь к предкам и переход в эру воссоздания – воскрешения умерших.

Первый путь развития человечества

Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.

Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.

Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.

Второй путь развития человечества

Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.

Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего, несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе. К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге. Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.

Животные и растения, признанные опасными, будут истреблены. Из-за избыточного производства большая часть природных ресурсов будет безвозвратно уничтожена, продукты питания будут синтезироваться искусственно. Это приведет к возникновению новых форм заболеваний, которые невозможно будет вылечить.

Человечество откажется от развития технологий, перестанет выпускать летательные аппараты. Основной отраслью, на развитие которой будет тратиться большая часть средств, станет военная. Люди начнут истреблять друг друга, и наступит День гнева.

Брак потеряет свою изначальную значимость. Люди откажутся от концепции семьи и необходимости продолжать род. Постепенно, все больше людей будут сознательно отказываться от деторождения, и вступать в противоестественные отношения. Страшный Суд – результат победы человеческих инстинктов над здравым смыслом.