Урок по теме степени сравнения имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных








Подумайте! По родам, числам и падежам прилагательные в форме сравнительной степени изменяются или нет? В доме одном у папашки с мамашкой Жили кудрявые дочки – близняшки. Очень была дочка Люба кудрява, Но даже кудрявей ее была Клава. - Слово кудрявей, ребята, возьмите И по родам поскорей измените. В доме идет конкурс тщеславий: Папа кудрявей иль мама кудрявей?


















Вывод: прилагательные в форме простой превосходной степени изменяются по родам (в ед. ч.), числам и падежам. Теперь – роль в предложении! Прекраснейшая фея сотворила чудо. Я получил самый прекрасный подарок. Этот подарок самый прекрасный Определение, сказуемое.






Правильно ли распределены слова в две колонки? Напишите правильно. Сравнительная степень 1. Шире 2. Глубочайшая 3. Самая интересная 4. Слаще 5. Легчайший 6. Наиболее удобный 7. Дальшеюе 8. Превосходнейший 9. Более чистый Превосходная степень 1. Старейший 2. Более мягкий 3. Дольшеюе 4. Простейший 5. Самый густой 6. Тверже 7. Самый ужасный 8. Прилежнее 9. Более известный


Найдите ошибки и исправьте их. Более громче, самый умнейший, менее грамотный, наиболее интересный, самый вкуснейший, самый главный, более осторожный, твердое, мельче, слаще, мягче, более мельче, самый горький, более сладкий, дороже, ужаснее, самый искусный.


Найдите имена прилагательные в форме сравнительной степени и подчеркните их как члены предложения Человеческое слово острее стрелы. Маленькое дело лучшеюе большого безделья. Здоровье дороже золота. Добрые слова лучшеюе мягкого пирога. Правда светлее солнца.


Домашнее задание: Напишите сочинение на тему « Природа родного края», используя прилагательные в форме сравнительной и превосходной степени. В сочинении должно быть минимум 10 предложений с использованием прилагательных в форме сравнительной и превосходной степени.



МОУ «Первомайская сош»

Первомайского района Тамбовской области

План

урока русского языка в 6 классе

«Степени сравнения

имён прилагательных»

Урок разработан по УМК: В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория.

Учебник для 5 – 9 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2008;

Разработала учитель русского языка и литературы

Халяпина Л.Н.

Первомайский

План урока

Степени сравнения имён прилагательных

Цели урока:

        знакомство учащихся со степенями сравнения, способом их образования;

        выработка умения находить прилагательные в степени сравнения и определять их роль в предложении.

Оборудование:

    проектор (запись выполненного домашнего упражнения для самопроверки);

    запись текста для лингвистического анализа;

    таблица «Сравнительная степень имени прилагательного».

Ход урока

    Оргмомент

    Проверка домашнего задания (самопроверка по записи на проекторе упражнение 263.)

    Словарная работа.

Усвоение написания слов с корнями – чет –, – счёт – (– счит –):

расчёт, расчётливый;

бессчётный, рассчитывать. Составить словосочетания с данными словами.

    Анализ текста

Кот рассуждает о внешности. Я пушистый, умный, красивый зверь. 4 Но Пёс более пушистый, более умный, более красивый. Или пушистее, белее, умнее, красивее.

А вдруг найдётся 6 среди нас, Котов, кто-нибудь 6 , кто будет самым умным, самым пушистым, самым красивым, иначе говоря, умнейшим, красивейшим, пушистейшим из нас.

    К какому стилю речи можно отнести данный текст?

    Какой тип речи употреблён?

    Найдите известные орфограммы, объясните указанные.

    Подберите антонимы к прилагательным, описывающим животных.

    Выполните грамматические задания.

    Какая новая форма прилагательного здесь встретилась?

    Изучение нового материала (§ 104)

    Составьте план параграфа

    Аналогичны ли планы изучения сравнительной и составной степеней сравнения?

    Послушайте историю В.Бурмако «Кто тяжелее?»

Спорили существительные, кто из них больше по весу.

Я, – сказало первое слово и село на весы с гирей в сто килограммов.

Нет, я, – возразило второе и перевесило соперника.

И всё-таки самый большой вес у меня, – заявило третье и приподняло сразу трёх соперников.

Победителям были вручены награды степеней сравнения: за первое место медаль тяжелейшая, за второе – тяжелее, потому что степени сравнения прилагательных показывают, в каком предмете признак проявляется в большей степени и какой предмет по этому признаку превосходит остальные.

Итак, для выражения особенности соперничать, сравниваться друг с другом у прилагательных существуют степени сравнения.

    Блиц-опрос по § 104

    Сколько существует степеней сравнения?

    Одна;

    Две;

    Три.

    Какие разряды прилагательных имеют степени сравнения?

    Притяжательные;

    Качественные ;

    Относительные.

    Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов:

    – ейш –

    – айш –

    ее, – е, – ше.

    Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов:

    – ее –, – е;

    – ше;

    – ейш –, – айш –.

    Сложная сравнительная степень образуется с помощью слов:

    Более, менее;

    Самый;

    Наиболее, наименее.

    Сложная превосходная степень образуется с помощью слов:

    Более;

    Менее;

    Самый, наиболее, наименее.

    Работа с таблицей «Образование сравнительной степени»

Простая сравнительная степень

Сложная сравнительная степень

– е

– ее (– ей)

– ше

более

менее

Широкий- шире

Добрый- добрее, добрей

Старый-старше

Яркий – более яркий

Тихий– менее тихий

    Закрепление изученного материала.

    Образовать степени сравнения группы слов:

Огромный, гигантский, исполинский, колоссальный

— Как называются слова данной группы? (Синонимы)

2. Выполнить упражнение 263 (устно);

3. 1 группа – упражнение 264; 2 группа – упражнение 265 *

    Подведение итогов урока.

— С каким морфологическим признаком имени прилагательного мы познакомились?

X. Домашнее задание.

§ 104, упражнение 268.

Используемая литература

1. Лидман – Орлова Г.К., А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика 6 класс. — М.: Дрофа, 2008;

2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 6 класс. – М.: «Интеллект – Центр», 2005

3. Крамаренко Н.О. Русский язык. Поурочные планы по УК под редакцией В.В. Бабайцевой. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2005

4. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык. 6 кл. – М.: ВЛАДОС, 1995

Конспект урока русского языка в 5 классе "Степени сравнения имён прилагательных" УМК. Львова, Львов Русский язык. 5 класс

Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга

Класс : 5
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием степеней сравнения;
Определить, какие степени сравнения бывают;
Выяснить, как образуются степени сравнения в русском языке;
Отработать орфографические навыки написания слов спортивной тематики;
Научить образовывать различные степени сравнения.
Воспитательные:
Воспитание любви к родному языку;
Воспитания умения вести диалог на научную тему, слушать собеседника;
Воспитание чувства гордости за родную страну.
Развивающие:
Развитие языкового чутья.
Формирование УУД.
Личностные УУД:
Смыслообразование;
Целеполагание.
Регулятивные УУД:
Планирование;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД:
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Владение монологической и диалогической речами.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы и приёмы : выполнение морфемного и морфологического разборов, анализ лингвистического материала, беседа, поиск языкового материала, выполнение упражнений, конструирование предложение, чтение научного и художественного текстов, работа и иллюстрациями, составление опорного конспекта, выполнение упражнений.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
УМК : Львова, Львов Русский язык. 5 класс.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, «пергамент».

Ход урока

I. Организационный этап . Здравствуйте ребята! Рада вас всех здесь сегодня видеть. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
II. Этап проверки выполнения домашнего задания . Д/з № 619 (зад. 1, 2) 3 ученика предварительно выполняют морфемный и морфологические разборы, один из них вставляет буквы в текст презентации.

Большинство древних книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной, телячьей, бараньей или свиной кожи.
Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос. Втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
Пергамент был очень дорогим материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое стадо животных.


Козлиной
Коза
Козёл
Изготовления
Готовить
Приготовленный
Козлиной – имя прилагательное
1. Признак предмета, Н.ф. – козлиный
2. П.п.: притяжательное
3. Н.п.: Р.п., ед.ч., ж.р.
4. Определение, из козлиной кожи

Изготовления – имя существительное
1. Предмет, Н.ф. – изготовление
2. П.п.: нарицательное, ср.р., неодуш., особое склонение
3. Н.п.: Р.п., ед.ч.,
4. Дополнение, для изготовления.

Четвёртый ученик называет, какие притяжательные, и какие относительные прилагательные ему встретились. На слайде они последовательно выделяются цветом. Какой разряд прилагательных не встретился в тексте? (относительные)

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Ребята, а вы знаете, в какой стране появился пергамент? (Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. Оттуда она перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры). Грецию считают родиной пергамента ошибочно.


- А вот родиной чего Греция считается по праву, в особенности гора, которая находится на юго-востоке Фессалии? (Олимпийских игр)


- А кто может мне назвать девиз Олимпийских игр в независимости от места и времени их проведения? (Быстрее, выше, сильнее!). Именно под этим девизом и пройдёт наш сегодняшний урок. Но у нас не урок физкультуры… К сожалению… И поэтому в первую очередь меня интересует лингвистическая подоплёка олимпийского девиза.


- Скажите, пожалуйста, слова какой части речи составляют лозунг? (Имя прилагательное). Здесь нужно заострить внимание на том, что в зависимости от контекста данные слова могут менять частиречную принадлежность.
- А в какой форме употреблены данные имена прилагательные? (сравнительной степени)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Степени сравнения имён прилагательных). Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.
- Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? (Вспомнить, у какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения; сколько степеней сравнения бывает; как они образуются).


Экран выключается.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Обратимся к странице учебника 100 и прочитаем теоретический материал.
- Итак, скажите, пожалуйста, какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (только качественные)
- Сколько всего степеней сравнений имеет имя прилагательное в русском языке? (три)
- Назовите их (положительная, сравнительная и превосходная)
- Какая степень сравнения называется положительной? (та, которая выражает признак предмета без сравнения с другими предметами, то есть исходная форма прилагательного).
- В чём особенности сравнительной степени? (указывает на то, что в одном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом)
- Что подчёркивает превосходная степень? (что данный предмет по качеству превосходит другие).
Рассмотрите три картинки внизу 100 страницы, и, используя их, объясните смысловые различия между положительной, сравнительной и превосходной степенями сравнения.
Заслушиваются 1 – 2 ответа учащихся.
Включается экран.
Обратим внимание на то, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения. Для этого построим Олимпийскую деревню при помощи ручки, линейки и карандаша.


V. Этап первичной проверки понимания изученного.
На столе у вас лежит импровизированный пергамент, сохранившийся ещё с первой олимпиады в древней Греции. Давайте же полюбопытствуем, что на нём начертано.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ


Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое - если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл - только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж - только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее - над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же - среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент - САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь - и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый - в узком кругу и самый умный - в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
(Ф.Кривин «Принцесса Грамматика или Потомки древнего глагола»)
- Можно ли эту рукопись назвать текстом?
- Да, можно. У неё есть тема – степени сравнения, у неё есть идея – различия в значениях степеней сравнения. Предложения связаны грамматически и по смыслу. Наблюдается завершённость и смысловая законченность.
- Какой тип речи перед нами? (размышление, автор размышляет о различиях между значениями степеней сравнения).
Работаем по группам. 3 ряд выписывает из текста прилагательные в положительной степени, 2 ряд – в сравнительной, 3 – в превосходной.
Положительная Сравнительная Превосходная
Превосходная
Сравнительная
Подобных*
Красивый
Скучный
Широкий
Унизительным
Узком
Высокого Выше
Веселей
Умнее
Более широком
Интересней
Красивее**
Ниже Самое высокое
Высочайшее
Самый твёрдый
Красивейший
Скучнейший
Самый умный
Самый красивый
* Здесь подобных значит похожих, также это слово может быть местоимением (в подобных случаях = в таких случаях)
** КрасИвее или красивЕе? – красИвее
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий . Дидактическая игра «Я самый».
В любой области знаний, а также в спорте нужно уметь правильно оценивать свои сильные и слабые стороны. И, разумеется, и каждого из нас есть свои преимущества. Сейчас я предлагаю вам записать в тетради 5 своих самых лучших качеств, используя для этого конструкцию «Я самый…» и дальше продолжить. Ваши спортивные достижения приветствуются.
- Ариана, ты у нас баскетболистка, значит ты…
- Я самая меткая!
- Али, ты у нас боксёр, значит ты…
- Я самый сильный!
- Полина, ты очень хорошо бегаешь, значит ты…
- Я самая быстрая!
- Посмотрите, какие мы все самые-самые! А при помощи какого языкового явления мы себя расхваливали?
- При помощи превосходной степени сравнения.
- Молодцы! А самым-самым спортивным прямая дорога на Олимпиаду, поэтому начнём к ней готовится прямо сейчас.


VII. Физкультминутка.


Встаньте, пожалуйста. И повторяйте движения за тренером, то есть за мной. Трибуна болельщиков активно поддерживает свою сборную и не отстаёт от неё!
Чтобы стать хорошим фигуристом, нужно быть пластичным, а для этого потянемся вверх и схватим с неба свою звезду!
Чтобы сыграть партию в кёрлинг, нужно быть очень гибким! Наклонимся и дотянемся до носочков! И пусть британцы удивляются, как этим русским всё удаётся!
Хоккеисты вынуждены всегда носить во время матча шлем, а в нём так затекает голова. Сделаем по три наклона головой в разные стороны. Теперь сборная команды может даже не рассчитывать на сокрушительную победу!
В биатлоне нам необходимо острое зрение – поработаем глазками! Вправо-влево, вправо-влево. И поморгали. Вверх-вниз. Вверх-вниз. И поморгали. А теперь закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Снова закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Ну, теперь наше зрение острее, чем у орла.
И, наконец, гонка преследования. Чтобы обогнать немцев, нужно быть в хорошей форме. Пробежкой от бедра ать-два!
Теперь вы готовы к Олимпийским состязаниям! Продолжим нашу работу!
Экран выключается.
VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. Очень трудно сравнивать спортсменов между собой. Однако один в чём-то превосходит другого, а третьему удаётся выполнить двойной тулуп намного лучше, чем четвёртому. Давайте вместе разберём, чем отличаются спортсмены друг от друга.
Включается экран.
Запишите предложения, вставляя прилагательные в нужной степени сравнения.
Легкоатлет прыгает … всех.
Группа юных баскетболистов … среди других групп.
Конькобежка Фаткулина … из российской сборной.
Выступление этого фигуриста оказалось … , чем на Олимпиаде в Ванкувере.
Слова для справок: быстрый, далёкий, удачный, высокий


IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Взаимопроверка. Ответ:
Легкоатлет прыгает дальше всех.
Группа юных баскетболистов самая высокая среди других групп.
Конькобежка Фаткулина самая быстрая/быстрейшая из российской сборной.
Выступление этого фигуриста оказалось, чем на Олимпиаде в Ванкувере.

X. Этап обобщения и систематизации знаний.
В начале урока мы поставили перед собой несколько вопросов. Сумели ли мы найти на них ответы?
- У какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения?
- У качественных.
- Сколько степеней сравнения бывает?
- Три (положительная, сравнительная и превосходная)
- Как они образуются (при помощи суффиксов и вспомогательных слов)
- Сумели ли мы реализовать цель, поставленную в начале урока?
- Да.
- На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о степенях сравнения имён прилагательных и поговорим об их употреблении с точки зрения культуры речи и грамматических норм в частности.
XI. Этап информации о домашнем задании. Откроем дневники и запишем домашнее задание.


XII. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
XIII. Этап рефлексии.

Понятие о степенях сравнения

В соответствии со своим общим грамматическим значением качественные прилагательные имеют две степени сравнения, показывающие, в какой мере признак проявляется в предмете. Это сравнительная и превосходная степени сравнения.

Сравнительная степень прилагательного

Сравнительная степень прилагательного обозначает большее или меньшее проявление признака в том или ином предмете. Например:

Это пирожное слаще торта .

Сравнительная степень бывает простая и составная.

Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее-(-ей-), -е-, -ше-/-же.

Красивый - красивее

Мудрый - мудрее

Перед суффиксом -е- обычно происходит чередование согласных основы:

Сладкий - слаще

Низкий - ниже

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются ни по родам, ни по падежам, ни по числам. В предложениях они могут выполнять функции сказуемого и определения. Например:

Этот город красивее нашего родного .

Прилагательное красивее стоит в форме простой сравнительной степени. В данном предложении выполняет функцию сказуемого.

Давай найдем место красивее .

То же самое прилагательное в простой сравнительной степени будет определением.

Составная сравнительная степень образуется путем присоединения к прилагательному слов более или менее .

Сладкий - более или менее сладкий

Высокий - более или менее высокий

Прилагательные в форме составной сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам следующим образом: первое слово - более или менее - остается неизменным. А второе слово меняется:

К более высокому

О менее красивом

В предложении прилагательные в форме составной сравнительной степени могут быть как сказуемыми, так и определениями:

Погода сегодня более теплая, чем неделю назад .

В данном предложении мы видим, что прилагательное в форме составной сравнительной степени выполняет функцию сказуемого.

Более теплая вода понравилась Коле .

Та же самая форма сравнительной степени будет определением.

Запомните:

Сравнительная степень имен прилагательных не может быть образована одновременно простым и составным способом.

Ошибочным будет использование конструкции «более слаще». Правильными будут варианты более сладкий и слаще .

Превосходная степень сравнения прилагательных

Превосходная степень обозначает превосходство данного предмета по сравнению с остальными по какому-либо признаку:

Эверест - самая высокая вершина в мире .

Превосходная степень, как и сравнительная, бывает простой и составной.

Простая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш- или -айш-:

Тихий - тишайший

Мудрый - мудрейший

Прилагательные в форме простой превосходной степени сравнения могут изменяться по родам, числам и падежам. В предложении они бывают как определениями, так и сказуемыми.

Эверест - высочайшая вершина в мире .

Прилагательное высочайшая является определением.

Этот кратер глубочайший .

Прилагательное глубочайший - сказуемое.

Составная превосходная степень прилагательных может быть образована двумя способами:

1. Прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее :

Умный - самый умный

Высокий - наиболее высокий

В форме составной превосходной степени со словом самый по родам, падежам и числам изменяются оба слова:

Самому умному

О самом красивом

В форме составной превосходной степени со словами наиболее и наименее изменяется только второе слово:

О наиболее высоком

В предложении эта форма превосходной степени может выполнять функции как сказуемого, так и определения.

2. К форме простой сравнительной степени прилагательного прибавляется слово всего , если это сравнение с неживыми предметами, или слово всех , если это сравнение с живыми предметами или с рядом таких же предметов.

Этот дом выше всего в округе.

Этот дом выше всех домов в округе.

Этот мальчик выше всех в школе .

В предложениях такие формы превосходной степени могут быть только сказуемыми.

Запомните:

Превосходная степень сравнения имен прилагательных не может быть образована сразу и простым, и составным способом.

Формы типа «наиболее глубочайший» являются ошибочными.

Нужно использовать другие формы превосходной степени сравнения - либо глубочайший , либо наиболее глубокий .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
  1. О степенях сравнения ().
  2. Yaklass.ru ().

Домашнее задание

Спишите пословицы, образовав сравнительную степень:

Правда (светлый) солнца.

Старый друг (лучший) новых двух.

Утро вечера (мудреный).

Дождливое лето (плохое) осени.

Здоровье (дорогой) золота .

Выберите прилагательные, которые имеют степени сравнения. Образуйте от этих прилагательных все возможные степени сравнения.

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечная мышца, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив .

Открытый урок по теме: Степени сравнения прилагательных Разработала Преподаватель иностранного языка Потехина Е.В. Цели урока: познакомить учащихся с образованием степеней сравнения прилагательных, научить использованию степеней сравнения прилагательных в речи и письме, развивать прием логического мышления – сравнение. Ход урока Организационный момент Good morning, students. I’m glad to see you. How are you? Who is absent today? And who is on duty today? OK. Let’s start our lesson. Today we’ll talk about adjectives. Речевая разминка All children like to play. Let’s play the game “An Interpreter”. Translate into English the opposites. (Грязный – чистый, толстый – худой, большой – маленький, высокий – низкий, красивый – безобразный, молодой – старый, старый – новый, неаккуратный – аккуратный, жаркий – теплый – холодный, свободный – занятый, высокий – низкий и т.д.) I want to ask one question:

What adjectives do you know? Today our theme is “The degree of comparison of adjectives”. Начнем мы со сравнительной степени прилагательных. Односложные, двусложные прилагательные. Сравнительная степень – это качество одного предмета сравнивается с другим. Имена прилагательные в английском языке имеют три степени сравнения:    положительную (the Positive Degree), сравнительную (the Comparative Degree) превосходную (the Superlative Degree). Степени сравнения односложных прилагательных образуются путем прибавления суффиксов к прилагательным в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется суффикс ­еr, в превосходной степени ­суффикс ­est. Listen, read and learn: Warm – warmer – the warmest Cold – colder – the coldest Clean – cleaner – the cleanest Kind – kinder – the kindest Tall – taller – the tallest При образовании степеней сравнения посредством суффиксов ­er и ­est соблюдаются следующие правила орфографии: В написании удваивается конечная согласная буква, если односложное прилагательное оканчивается на одну согласную с предшествующим кратким гласным звуком: hot– hotter– the hottest big – bigger – the biggest

fat – fatter– the fattest Если прилагательное оканчивается на ­у с предшествующей согласной, то в сравнительной и превосходной степени у переходит в i. Если перед у стоит гласная, то у остается без изменения. Конечная гласная е (немое е) опускается перед фиксами ­еr, ­est: large – larger – the largest white – whiter – the whitest nice – nicer ­the nicest wide – wider – the widest late – later – the latest Многосложные прилагательные образуют степени сравнения путём прибавления специальных слов к прилагательному в положительной степени: в сравнительной степени прибавляется слово more, в превосходной степени слово most. Слова­исключения: Good – better – the best Bad – worse – the worst Many/much – more – the most Little – less – the least Активизация употребления степеней сравнения прилагательных. Open your copybooks and make the comparative of adjectives. Translate them. The first task is to write down three degrees of comparison of adjectives: Noisy, nice, wide, green, deep, old, hot, fat, windy, merry.

The second task is compare the animals. Use the words: useful, clever, big, strong, beautiful, funny. Ex: An elephant is bigger than a lion. Let’s do the test Choose the right letter. I. 1.Who is the cleverest animal? a) dolphin; c) hen; b) monkey; d) penguin. 2) Who is the biggest animal on the land? a) camel; c) giraffe; b) elephant; d) cow. 3) Who is the fastest animal on the land? a) tiger; c) leopard; b) eagle; d) horse. II. Choose the right answer: Africa 30,300,000 sq km North America 24,247,000 sq km South America 18,280,000 sq km Antarctica 13,975,500 sq km Asia 43,400,200 sq km Europe 10,354,600 sq km Oceania 1,260,000 sq km 1.a) Europe is the largest continent. b) Asia is the largest continent. 2.a) Africa is bigger than Oceania. b) Antarctica is bigger than Oceania. 3. a) North America is smaller than Europe. b) Oceania is smaller South America.

4. a) South America is as big as Antarctica. b) Europe is as big as Africa. 5.a) Africa is the smallest continent. b) Oceania is the smallest continent. Итог урока Our lesson is over. The bell has gone. You have worked well. I think that you will remember the rules of comparison of adjectives and you will use them perfectly.