"Итальянские каникулы": завершение проекта "Соединяя стихии"

Все началось еще холодной зимой, когда в январе, сразу по окончании новогодних каникул, команда добровольцев принялась за тренировки в рамках проекта.

Всем участникам пришлось существенно скорректировать свой распорядок жизни на ближайшие 4 месяца, неотступно следуя наставлениям в тренировках по бегу и тренировках по скалолазанию. Всего получалось не менее 4 тренировок в неделю. График должен был соблюдаться стабильно. В первый месяц произошла автоматическая отборка: часть наших участников не выдержали такой график и вышли из проекта. Некоторые из них оставили только одну дисциплину в своем распорядке, но большинство исключили из жизни тренировки в графике полностью. Но сегодня мы поговорим о тех наших героях, которым удалось остаться в проекте, дотерпеть до финального выезда и посмотреть одним глазком на прекрасную Италию.

Перед поездкой я всегда интересовалась у ребят, как они настроены, что их пугает. Некоторые особенно волновались перед забегом, все же тренировки проходили в основном на равнинной местности, а финальный забег в Италии проходил в горной. Кроме того, это был трейл: с кочками, камнями, неровными тропами, резкими подъемами и на полном самообеспечении (воду и все, что может потребоваться нужно было нести на себе). Кто-то опасался, что не сможет пробежать всю дистанцию, кто-то хотел пробежать ее хорошо и т.д. Кого-то больше пугала скалолазная часть, которая следовала сразу после беговой, т.к. некоторым участникам предстояло впервые увидеть реальные скалы, а не скалодром, еще и вспомнить все, чему учили на уроках по мультипитчам.

Но вот и наступил май. Все были готовы к поездке, собраны, заявлены, отправлены. Наши бегуны заселились в свой домик, в первый день провели осмотр местности, получили свои стартовые наборы от организаторов: номер участника соревнований, пару бутылочек пива, мед и какие-то еще приятные мелочи.

Утром следующего дня был дан соревновательный старт. Напомню, что все бежали дистанцию полумарафона (21 км.). Исходя из опыта участников и ответственности в тренировках, я примерно представляла расклад на дистанции среди своих. Но все же ребята приятно удивили. Дистанция была пройдена всеми без исключения. Часть пути была очень жесткой: очень крутой подъем вверх заставлял бегунов переходить на шаг.

Денису легко дался подъем, но пришлось проиграть на спуске, т.к. болело колено. Это, однако, здравый смысл и правильное решение, здоровье превыше всего. А на спуске, как известно, колени убиваются быстро, особенно, если уже болят….

Зато у Макса получился четко противоположный расклад. Я, если честно, ожидала, что ему на забеге будет очень тяжело. В преддверии выезда он часто говорил, что не может бегать длинные дистанции, т.к. ему скучно. Я подавала ему идеи из личного опыта, как можно заставить себя отвлечься, как контролировать свой темп и т.д. Но все же после очень легких 5 км. ему было сложно заставить себя думать о чем-то еще кроме желанного окончания дистанции. В Италии Макс, в общей массе задорных бегунов со всего мира, успешно преодолел подъем, пропустив далеко вперед Дениса и других наших, а потом мощно нагнал своё на спуске, поймав какую-то собственную технику бега вниз.

Лидером в беге среди наших участников я видела Андрея, он опытный, много раз бегал длинные дистанции, участвовал в подготовительных забегах перед Италией, показав очень хороший результат по времени. Однако, тут тоже были сложности. Прямо перед поездкой Андрей перетренировался и его ошибка ему дорогого стоила. Были сильно травмированы икроножные мышцы. Пришлось прибегнуть и к медикаментам, и массажу, и тейпированию. Но все равно ходилось с трудом. Перед Италией мы решили, что действовать надо по ситуации: будет бежать, как сможет, в случае серьезных проблем, остановится. Но забег удался, Андрей смог завершить дистанцию первым из российских бегунов. Из принципа, собрав всю волю в кулак, обогнал бодрую альпийскую женщину пенсионного возраста, уже на финише. Альпийские женщины они такие, суровые, говорят… и ноги сильные.

Наши организаторы беговой части: Катя и Дима тоже не отставали, показывая личным примером, что все возможно. Также успешно прошел дистанцию Стас Поплавский, спортсмен-скалолаз, присоединившийся к проекту в беговой части. Его активно поддерживали друзья из команды LimeStone.

В общем, дистанция была пройдена, все выжили и долгие изнурительные тренировки подошли к концу. Все самое страшное: лень, плохая погода для пробежек, грязь, дождь, волнение перед стартом, - осталось позади. Теперь всем предстояла ПАСТА-ПАТИ и дорога в итальянский городок Арко.

Скалолазная часть получилась успешной, хоть погода первые дни нас не особо радовала. Главный враг скалолаза – это дождь. От него все становится мокрым просто за минуты, а потом приходится долго ждать, когда влагу высушит ветер или солнце. Этот год выдался аномально холодным как для России, так и для Европы. Обычно май в Арко – это настоящее лето, жарища. Но в этот раз нас постоянно пугали серые облака и, периодически, дождь. Но тем не менее, синоптики работают во всем мире одинаково, т.е. не работают. Иногда нам обещали дождь во второй половине дня, но выглядывало солнце и т.д.

Арко – это мекка скалолазания. Конечно, прекрасных скал много во всем мире. Но для меня отличительной чертой Арко стало то, что там не только несчетное множество секторов с маршрутами, но эти сектора находятся иной раз на отдалении друг от друга. Иногда мы уезжали в поиске нового сектора, и лазали там одни. Приезжаешь, перед тобой сказочный массив и он весь свободен, выбирай что нравится! Это единение с природой и командой – круто. Мы старались избегать наиболеее популярных секторов, правда, за это приходилось платить поиском верного подхода, нужной тропы. Но на скалах это можно рассматривать как полезную для здоровья прогулку: свежий воздух, небольшое утяжеление в виде снаряжения за плечами, перекусы пармской ветчиной и т.д.

Первый день мы провели на секторе Regina del lago. Отличное место, несложные трассы, идеально подходящие для разлаза первого дня. Ребята освоились на 6с, как обычно опытные сравнивали категории с крымскими и заключали: «Халява!». Сам сектор спрятан в лесу и с дороги никак себя не выдает. После тренировки мы доехали на другую сторону ущелья и пошли прогуляться вниз к водопаду. Не то, чтобы мы все хотели, но лень надо было побороть коллективно. В итоге мы пришли к прекрасному водопаду, жаль только, что холодному. Побродили в сторону заброшенного отеля-ресторана прямо у озера, полюбовались на оз. Гарда, напоминающее синее море, попытались исследовать местные пещеры.

Засадой в Италии оказался график самих итальянцев. Все кафе и магазины в городе закрывались очень рано, хорошо, нам дали адрес одной пиццерии, которая работала до поздна. Правда, как потом мы выяснили, тоже не всегда. Нахваливать итальянскую пиццу я не буду, по мне, так вполне обычная, точно вкуснее я ела однажды в итальянском кантоне Швейцарии. Мне кажется, это была та самая, настоящая… Гастрономическим недостатком выделила бы отсутствие супов, т.е. суп есть в меню любого кафе, но один – овощной и скорее напоминает рагу. Итальянская кухня мне больше понравилась в приморской части Италии, где мы провели пару первых дней выезда. Вот там можно было отведать вкуснейшие спагетти с омаром, морепродукты и прочие вкусняшки.

Но в конце концов мы приехали не есть, а тренироваться.

Второй день мы отправились, по совету друга, на сектора La gola. Это крутейшее место, очень удобно для тех, кто на машине. Территория чистая, оборудована столиками для пикника, трасс много, часть из них еще не была категорирована в гайдбуке, но визуально и по ощущениям в районе 6б. Там, я также выбрала для ребята отличную трассу по нависанию. Полный визуальный ад, на вид это минимум 7а, что, в новом гайде и значилось, как 7а, а не 6с. Это вам не Греция, Калимнос, с ее популярными маршрутами 7а категории. Тут надо было пропахать от старта и до финиша: сильное нависание, силовые перехваты, неоднозначные зацепы, спасительный колонет в середине маршрута. Ребята сопротивлялись, но тренер был в восторге. Так что все лезли. Завешивал опытный Андрей, также был первопроходцем. Он же и снимал эту трассу. Пролез ее с одним зависом, совсем чуть-чуть не хватило, уже наверху. Остальные тоже остались довольны трассой (как мне показалось все были в полном восхищении).

В конце второго дня тренировок у нас травмировался один участник, ушиб ноги при срыве, боль в колене. К сожалению, эта травма не позволила в последующие дни поработать на 7а, во избежание большей травмы. Сегодня все хорошо, восстановился. Но было не приятно…

Автоматически, планы по дню отдыха остались в силе, третий день мы отдыхали. Командным голосованием мы решили разделиться на две основные группы: тех, кто ехал посмотреть Верону и тех, кто предпочел трекинг в горах, и тех, кто Андрей с больной ногой, который остался в Арко.

Пока ребята осматривали достопримечательности большого города, прикасались к магии любви Ромео и Джульетты, мы очень очень очень долго ехали к точке нашего восхождения. Периодически встречались на дороге знаки, ограничивающие движение «для пришлых». Мы все проигнорировали, оставили машину где нам показалось удобным и пошли гулять. Нам надо было подниматься вверх и идти затем по горному хребту. Внизу под хребтом был густой лес, от туда, на обратном пути, доносился волчий вой. Мне как-то не очень хотелось столкнуться с волком, но понравилось его слушать, впервые так, на природе.

Европейский трекинг отличается постоянным наличием цивилизации. Если вдруг тебя настигнет непогода где-то на хребте, то можно укрыться в каменных «пещерах», такие укрытия встречаются по пути довольно часто. Кроме того, сами тропки четко вытоптаны, поэтому не приходится ничего изобретать, просто иди себе и иди, любуйся небом, цветочками. Внизу, на нашем старте и финише, был домик для путников, он открыт. Там есть камин, есть дрова, стол и стулья, всем можно свободно пользоваться. Только прибраться после себя и аккуратно закрыть дверь. Спасибо тем людям, которые создают такие «приюты» для других, совершенно безвозмездно.

Еще два дня после отдыха мы тоже лазили. Один раз мы уехали очень далеко, в поисках солнечного и сухого сектора, подходящего всем по уровню лазания. Это был сектор Serrada. Мы долго ехали по серпантину сквозь туман, потом понадобилось время, чтобы выйти на нужную тропу. В том же месте зимой, немного выше, расположен горнолыжный курорт, но пока он зеленый.

Найдя тропу к скалам, попадаешь в небольшой лес. Далее оказываешься среди каменных стен, они напоминают сказочный лабиринт. Вся территория облагорожена каменными ступенями от одного массива до другого. Когда мы только приехали туда, был туман, но сухие трассы тоже нашлись. Маршруты разнообразные: от очень длинных до совсем коротких. Ребята за день поработали и на сложных шестерках, и на легкой, короткой 7а, которую почти все вылезли на flash и on-sight.

Во второй половине тренировки распогодилось, туман скрылся, вышло солнце и можно было наслаждаться теплом.

Первый раз я была в секторе, где кругом росли пионы. Пожалуй, этот сектор мне понравился больше всего за поездку, он какой-то сказочный, цветочный, удивительный.

Заключительный день выезда мы посвятили мультипитчам, как и планировали.

Пришлось выбрать не слишком высокие, т.к. по характеристикам многие маршруты были не безопасны, с точки зрения падения камней, а другие – были неравномерными по категориям маршрутов. Наше место оказалось удобным для команды, так как можно было лезть сразу всем связкам параллельно. Связки я распределила по двойкам. В целом, конечно, хотелось запустить одну-две связки на маршруты 6с, но т.к. Андрей был травмирован, следовало избегать срывов для него. Как только все связки вышли на маршруты, я отправилась обратно наверх, поджидать их на финишных точках. Иногда в лесу пугали (или пугались) ящерицы, так что я вооружившись, палкой, обследовала верхнее плато. Там же увидела финиш одного маршрута, это был как раз маршрут посложнее, с 6с точно. Хорошо, что на него никого не отправила. Последние оттяжки были просто ужасны, сложное лазание, большие пролеты и как-то нечетко усматривались зацепы…

Сделав кучу селфи, разбив стекло телефона, я прислушивалась к голосам учеников, слабо доносящимся снизу. Потом наконец-то связки стали подходить к плато. Две связки пройдя маршруты решили отработать на деле дюльфер вниз (эту тему мы проходили в подготовительных тренировках к выезду).

Баланс двух Андреев на заключительном маршруте я наблюдала, притаившись в кустах. Сидишь так, смотришь, как человек думает, что ему делать на трассе: то ли взяться за оттяжку, то ли чисто пролезть, срываться не хочется (и правильно), но и равновесие уж больно шаткое (трасса коварная была). А тебе из кустов показываться не хочется, испугается еще, сорвется, но и втихую сидеть становится как-то стыдно… в общем, я сидела втихую, пока не спалили.

Так мы завершили наш лазательный этап в Италии. Конечно, из пожеланий ребят я постараюсь учесть, что выезд надо делать на более длительный срок. Ведь только распогодилось, в Италии наступило жаркое лето, все разлазились и привыкли к скалам, а тут уже прощаться.

Я осталась всеми довольна: достойно представили Россию в международном забеге, хорошо полазили, познакомились с Европой и вариантами скального рельефа, добавили в копилку команды еще одно место на планете.

Повторим ли мы выезд в Арко? Думаю, обязательно!

Спасибо всем, кто участвовал в проекте, он получился максимально спортивным и длительным.

Спасибо всем, кто помогал в его организации и, конечно, спасибо участникам за доверие к тренерам, соблюдение спортивной дисциплины и поддержание спортивного духа.

За предоставленное снаряжение отдельное спасибо магазину Спортмарафон.