Латышская народная аудио сказка о животных "КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ". Жила-была старуха, и был у неё петух. Кривоглазый и кривобокий, а такой забияка, такой задира... Что ни день - прибегают соседки жаловаться на петуха-забияку: то он за цыплёнком погонится, то котёнку чуть глаз не выклюет, то соседскую наседку с яиц сгонит. Наконец не вытерпела старуха и прогнала петуха прочь. Петух заважничал, что прекрасно проживёт один. Далеко он не ушёл, остался в селе. Днём по всему селу разгуливает, зёрна подбирает, ночью в стогу сена спит. Однажды обнаружила его в стогу лиса, схватила и понесла к себе в лес. Заметил сосед лису с петухом и погнался за ней. Хитрый петух и давай подначивать лису, мол мужик не в своё дело вмешивается, не его я петух, а ты терпишь такое оскорбление. Лиса остановилась и давай с мужиком ругаться, а петух тем временем и удрал. С тех пор лиса никогда с людьми не разговаривает, а как увидит человека, сразу прочь бежит.
Предлагаем вашему вниманию краткое содержание, а также слушать онлайн и скачать латышскую народную аудио сказку "Как петух лису обманул".
- Организационный момент.
Психологический настрой:
а) “Придумано кем-то просто и мудро СЛАЙД 2
При встрече здороваться:
- Добрый день! - солнцу и птицам
- Добрый день! - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым….
Добрый день длится до вечера”
(Все здороваются друг с другом)
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живём в одном краю
Всех я вас приветствую!
Поприветствуйте наших гостей!
(дети поворачиваются, приветствуют гостей и друг друга)
На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё видят, ушки внимательно слушают, и всё слышат, голова хорошо работает.
Ребята, я предлагаю вам определить ваше настроение.
Поднимите зелёный круг, если вы уверены в своих знаниях, если у вас хорошее настроение.
Жёлтые кружки, если у вас есть сомнения. Красный кружок, если вам трудно.
Учитель: Спасибо, мы определили ваше настроение. А сейчас чтобы подготовить себя к работе, выполним разминку.
б) Речевая разминка. (СЛАЙД 3)
Дыхание (короткий вдох - выдох длиннее).
Лучше упражнения выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох)
“Задуй свечу” (быстро)
“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).
Чистоговорка:
Ко-ко-ко - нам работать всем легко.
Ку-ку-ку - узнавать я все могу.
Ки-ки-ки - в школе мы ученики
Проверка домашнего задания.
Оформление выставки иллюстраций.
Рассказы ребят о Зайце (1 ученик о зайце из сказки)
II . Актуализация знаний.- Мы с вами прочитали много сказок о животных. Сейчас проведем викторину и проверим насколько вы - внимательные читатели.
Задание: определите название сказок. (Выставка книг животных)
(Инсценировка отрывков подготовленными учащимися кукольный театр)
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- Одеваюсь…
- Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
- Битый небитого везёт, битый небитого везёт.
- Что ты там, лисонька, говоришь?
- А я говорю: битый битого везёт.
- Так, милая, так!
(“Лиса и волк”)
- Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап - царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
- Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик - братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
- Кто главные герои этих сказок? (животные)
- К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
- Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
Какими бывают сказки о животных (Народные (разных народов) и авторские
- А какому народу принадлежит авторство сказок отрывки, которых мы сейчас увидели? (русскому)
А в карельских сказках можно встретить этих героев?
Может кто-нибудь вспомнит название сказок!
Как ведут себя герои сказок о животных? (Звери говорят и ведут себя как люди.) Люди в животных могут узнать себя.
- Кто же главная героиня в сказках отрывках? (лиса)
- Определите какие качества ей присущи? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
- Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
- Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
ДОКЛАД О ЛИСЕ СЛАЙД 4
Лиса и особенности её характера
Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.
Её образ постоянный. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица - масляна губица, лиса - кумушка, Плутовка, Лисафья. Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).
Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы (СЛАЙД 5)
№ п/п | Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе | Примеры сказок |
хитрость, двуличность | «Ли |
|
2ичка-сестричка и волк» | жадность | «Лиса и кувшин» |
притворщица, подлиза | «Лиса и волк» «Лиса и медведь» |
|
лживость | «Заюшкина избушка» |
|
воровка | «Кот, петух и лиса» |
Из данной таблицы видно, что лиса в сказках представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.),
Но во всех ли сказках лиса является отрицательной героиней?
Может кто-нибудь знает название этих сказок? (ответы детей)
Из этого можно сделать вывод, что у лисы есть и положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).
Конспект урока литературного чтения
по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
«Как петух лису обманул»
Аннотация
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Как петух лису обманул» (латышская сказка) по УМК «Школа 2100» построен на технологии продуктивного чтения. В основе этой технологии –отношение ученика и автора как к себе равному. Ведущие методы урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный, наглядный, стимулирование интереса к учению, метод творческого чтения. Применяются «Арт-технология» сказки и приёмы из технологии РКМЧП: таблица «Знаем, можем узнать, узнали», составление « Толстых и тонких» вопросов.
Предназначено для учителей начальных классов, географии, иностранного языка, биологии, руководителей методических объединений.
Цель: познакомить детей с латышской сказкой « Как петух лису обманул»
Задачи:
– формировать основу правильного типа читательской деятельности;
– развивать умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и ключевым словам;
– воспитывать читательский интерес к сказкам, содержащим в заглавии вопрос; уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения;
Ход урока:
I. Организационный момент. 1 мин. (ЛУУД)
– Сегодня мы продолжим путешествие в мир сказок.
Вот медведь,
Вот дроздок,
Серый волк – зубами щёлк!
Вот и заяц,
Вот петух,
Лиса мчится во весь дух!
Хоть лиса и хитра –
Обманом не нажить добра!
Это присказка, ребята,
Сказка будет впереди!
II. Актуализация знаний. 3 мин. (ПУУД)
– Сейчас проведем викторину и проверим, насколько вы внимательные читатели.
Задание: определите название сказок.
(Инсценирование двух отрывков подготовленными учащимися)
1.– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Одеваюсь…
– Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
– Шубу надеваю…
(“Лиса и заяц”)
2. – Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петя выглянул, лиса его цап-царап и понесла.
Петушок испугался, закричал:
– Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня!
(“Кот, петух и лиса”)
– Кто главные герои этих сказок? (животные)
– К какой группе сказок они относятся? (сказки о животных)
– Кто главная героиня этих сказок? (лиса)
– Определите, какие качества ей присущи в сказках? (коварство, лживость, хитрость, лесть, расчетливость)
III. Целеполагание урока. 5 мин. (РУУД)
– Какую главную задачу выполняют сказки о животных? (сказки о животных высмеивают людские пороки, плохие черты характера, поступки, вызывают сострадание к слабому, обиженному, это своеобразная энциклопедия людских пороков и недостатков)
Работа с таблицей на доске: (ПУУД)
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
ЗНАЕМ
МОЖЕМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Сюжет сказки
Характер и поступки героев
Мораль сказки
СЛАЙД 1, 2
– Найдите на карте эту страну.
– Что вы можете сказать о её местонахождении?
Подготовленный ученик: СЛАЙДЫ 3 – 6 (ЛУУД)
Ла́твия , официальное название - Латви́йская Респу́блика - в , столица - город .
Государственные символы:
тёмно-красный с белой полосой посередине,
Латвийский герб - щит с восходящим солнцем на голубом фоне в верхней части, красным львом на серебристом фоне слева внизу и серебристым грифоном на красном фоне справа внизу.
Национальной птицей Латвии Международным Советом охраны птиц провозглашена белая трясогузка ,а ещё символами Латвии являются журавль, дикорастущая ромашка, двухточечная божья коровка, из деревьев- липа и дуб.
Символом Латвии также является 42-х метровый памятник Свободы.
IV. Работа с текстом до чтения. 3 мин. (РУУД)
Откройте учебник на стр. 79. СЛАЙД 7, 8
– Чем интересно название сказки? (в нем спрятался вопрос: КАК ПЕТУХ ЛИСУ ОБМАНУЛ).
- Что объясняется в сказках, в заглавии которых есть вопрос?(попытка объяснить какие-то повадки животных или происхождение их внешнего облика)
– Рассмотрите иллюстрацию.
Кто герои этой сказки? Какой момент изображён?(Лиса и старик ругаются)
Откройте тетрадь на с 43 №1,прочитайте ключевые слова во 2 столбике.
Зная название сказки, рассмотрев иллюстрацию и прочитав ключевые слова, предположите, о чем пойдет речь в этой сказке? (предположения детей)
V. Первичное восприятие. 5 мин.
Самостоятельное чтение сказки.
– Чье предположение совпало с сюжетом сказки?
– Что нового вы узнали о лисе?
Физминутка. 1 мин.
VI. Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. 10 мин. (ПУУД), (КУУД)
1. Анализ первого абзаца. Приём «Диалог с автором»
– Как называется постоянный элемент сказок? (зачин)
– Что узнали о главном герое?
2. Анализ второго абзаца. СЛАЙД 10, 11
– Каков петух? (драчливый)
– Что значит норовит? (настойчиво стремится что-нибудь сделать или добиться)
– Как вы понимаете выражение «по всем петушиным правилам пойдет бой»?
3. Анализ 3 абзаца.
– Что нового вы узнали о герое? (хитрый)
– Как вы понимаете выражение «бочком-бочком»? (очень осторожно) (Покажите, как это ходить «бочком-бочком»?)
4. Анализ 4-5 абзацев.
– Почему старуха прогнала петуха?
– Какая сказочная примета? (троекратный повтор: три соседки приходили с жалобами на петуха)
– Каков был петух? (обидчивый) отметить в тетради
– Почему петух оказался в лапах у лисы? (был одинок)
5. Анализ 6 -7 абзацев.
– Что значит браниться? (использование интернет - ресурса) ОТКРЫТЬ ЗАКЛАДКУ .
– Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком? (поддразнивал)
– А как вы понимаете слово «позарился»? (использование интернет - ресурса)
6. Анализ 8 - 9 абзаца и до конца СЛАЙДЫ 1,2 Презентация 2
– Как петуху удалось провести лису и выйти из опасной ситуации? (воспользовался моментом, сыграл на её слабости, лиса отвлеклась…)
– Как себя проявила лиса? (злая, грубая, поддалась на уловку)
– На кого обижается лиса? (на всех людей)
– Какая здесь лиса? (обидчивая, злопамятная)
Лиса – дальняя родственница собак, поэтому она тявкает, как собака.
VII. Работа с текстом после чтения.
1)Работа в тетради Работа в парах « Словесное рисование» 3мин (КУУД)
2 столбика: ВНЕШНОСТЬ и ХАРАКТЕР:
кривоглазый забияка
кривобокий задира СЛАЙД 9
Вспомните все сказки о животных, которые мы читали. В них лиса чаще всего добивается своего при помощи хитрости. Кто-то из героев сумел перехитрить лису? (первый пункт). Как относился латышский народ к смелым и находчивым (второй пункт). – Что осуждает народ в сказке? (третий пункт таблицы)
Заполнение столбца «УЗНАЛИ»(ПУУД)
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
ЗНАЕМ
МОЖЕМ УЗНАТЬ
УЗНАЛИ
Сюжет сказки.
В латышской сказке петух перехитрил лису.
Звери говорят и ведут себя как люди.
Характер и поступки героев.
Люди разных национальностей ценят смелость и находчивость
Люди в животных могут узнать себя.
Мораль сказки.
У разных народов представления о добре и зле схожи.
3. Работа с пословицами. В парах. 2 мин. СЛАЙД 10.(КУУД),
– Выбрать из предложенных пословиц только ту, которая бы могла стать названием сказки.
Такая теснота, что яблоку негде упасть.
Красоту в миску не положишь..
Худое – охапками, хорошее щепотью.
Разговорам не дивись, на хитрость не ловись!
Где смекалка и отвага – до победы два шага;
4. Составление синквейна « Петух» (дополнительно) 3 мин (КУУД)
VIII. Итог урока.
– Чему учит эта сказка?
Самооценка цветом в дневниках
IX. Рефлексия . 3 мин. СЛАЙД 11 (РУУД)
– Выберите и дополните одно из предложений:
Мне на уроке было интересно…
Мне на уроке было трудно…
Урок заставил меня задуматься о том, что…
X. Домашнее задание. СЛАЙД 12-13
Выберите себе домашнее задание:
1. Подготовить пересказ сказки от имени петуха или лисицы по выбору;
2. Чтение по ролям.
Верещагина Валентина Васильевна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» города Сорочинска Оренбургской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 000
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
Урок по литературному чтению
2 класс
по программе "Школа-2100"
,
«Как петух лису обманул»
(латышская сказка)
Словесное рисование героев
г. Ростов-на-Дону
Цель урока:
1) развивающий аспект:
Развитие речи учащихся;
Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, сравнивать, делать обобщения;
Формирование действий контроля и оценки;
2) воспитательный аспект:
урок нацелен на воспитание честности,
требовательности к себе и другим,
радости сопереживания успехам товарищей, усердия,
а также на формирование представления о различных качествах персонажей,;
3) познавательный аспект:
- формирование общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения ;
Формирование представления об особенностях жанра сказки на материале литературной авторской сказки о животных;
Формирование умения понимать замысел, раскрывать и формулировать тему и идею произведения.
Основной словарь урока: герой (персонаж),
Характеристика героя (персонажа);
Тема и главная мысль сказки;
Интонация произведения.
Оборудование урока:
I .Фронтальное:
Название раздела;
Название сказки;
Пословицы;
Герои сказки (таблицы, рисунки);
Схема анализа;
Предыдущие работы
– анализы персонажей
I I .Индивидуальное:
Таблицы анализа
I . Орг. момент: 2 мин
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– Хотите учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться…
II. Беседа “Сказки о животных?” з мин
Как называется раздел, который мы изучаем? (“Сказка - ложь, да в ней намек…”)
Намек на что делается в сказках о животных?
Если посмотрим любую сказку, увидим сюжет. События, детали, но в тексте часто нет подробного описания героев, а тем более нет рассуждений об их характере, целей их поступков и морали….
Сегодня мы с вами попробуем установить определенный порядок анализа героев сказок…..
II . - Но, сначала,РАЗМИНКА + проверка д/з: 10 мин
1.Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно (конкурс на лучший дуэт) - Каждый дуэт читает по два предложения. Лучшие «награждаются» пятёрками.(оценки) 1,2 ряд
2 .Дикторское чтение. Показать образец чтения на двух предложениях. Лучший диктор… (оценки) 3 ряд.
3.«Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву П; состоит из трёх слогов; с ударением на первом слоге - ПРАВИЛАМ).
4.«Сканирование» пословиц и поговорок (пословицы после работы на доску)…
Не гляди, каков в плечах, - слушай, каков в речах.
Не всё то золото, что блестит.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
С хитростью - до обеда, а с умом - целый день.
Сколько веревку ни вить, а концу быть.
(Какие орфограммы …..)
III . Постановка проблемы:
Так на какие вопросы необходимо получить ответы, чтобы определить конкретные черты характера героев сказки? (ответы детей)
Установим определенный порядок анализа: действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
(на доске таблички: Д, Ц,Х, Р,М) 3 мин
IV. Исследование сказки:
Для того, чтобы понимать лучше себя и окружающих, попытаемся проанализировать героев сказки, с которой познакомились вчера.
Вспомним её содержание (пересказ детей –оценки )
Итак, главные герои…(дети……) (достраиваем таблицу на доске)
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ _______________________ ____________________________ | ______________________________ ____________________________ |
Характер |
____________________________ |
____________________________ |
Цель |
____________________________ |
____________________________ |
Результат | ________________________________ ____________________________ | ________________________________ ____________________________ |
Мораль | _______________________________ ____________________________ | __________________________________ ____________________________ |
На уроке мы с вами исследуем одного героя – Петуха и попробуем составить о нём обобщающее суждение – рассказ… 3 мин
Работаем с текстом, выберите слова, которые описывают действия Петуха (подчеркнуть карандашом), после обсуждения пишем в таблицу
Действия Петуха: дерётся, обижается, уходит из дома, обманывает Лису, убегает от неё….
Мы часто говорим с вами, что поступки определяют характер, так каким мы видим нашего героя?
Характер: задиристый, хитрый, настойчивый….
Почему он “кривоглазый” и “кривобокий”?
Не все нам рассказывает сказка, определите сами цели нашего героя…
Цель: бездельничал,……………………………
Почему же он кричит и бочком - бочком к дому прячется?
Результат: - Каким образом петух попал в лапы к лисе?
Как петух добился того, что лиса начала браниться с мужиком?
Как он поддразнивал лису? Прочитайте этот отрывок.
Какое человеческое качество помогло ему в этом?
Как вы понимаете выражение: “Так разошлась лиса, что и остановиться не может”?
Как же петух одурачил лису?
Почему же он, драчун, решил расправиться с лисой не силой, а хитростью?
Легко ли ему было это сделать?
Что он мог чувствовать (испытывать) при этом?
Мораль -какая из пословиц подходит… 7 мин
V. Рефлексия: обобщающее обсуждение героя по таблице… 3 мин
VI. Физминутка.
Изобразите ежа, лису, медведя с характерными им повадками.
VII. Чтение отрывка из сказки “Как петух лису обманул” по ролям при наличии свободного времени .
Мы с вами хорошо смогли разобраться в характерах героев сказки. А теперь, я думаю, вы сможете показать своей интонацией их повадки и взаимоотношения .
VIII. Завершение анализа иллюстрации к сказке при наличии свободного времени.
Какой эпизод сказки изображен на иллюстрации?
Какое высказывание лисы вызывает улыбку?
IX. Подведение итогов урока.
Что необычного в образе петуха в сказке, прочитанной на уроке?
Как бы вы кратко ответили на вопрос в названии сказки?
X. Инструктаж домашнего задания - закончить анализ лисы по образцу, изобразить героев (по желанию)
Предварительная работа
Вспомнить название раздела, который изучаем,
Поработать над чтением по ролям (подобрать отрывок)
Проговорить орфограммы в пословицах
Предложить подобрать дома пословицы к сказке(перечитав свои книжки)
Петух | Лиса |
|
Действия |
_______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер |
_______________________________ |
_________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ ________________________________ |
Петух | Лиса |
|
Действия | ___ ___________________________ _______________________________ | _________________________________ _________________________________ |
Характер | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Цель | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Результат | ____________________________________ _______________________________ | ______________________________________ _________________________________ |
Мораль | ___________________________________________________________________ | __________________________________________________________________ |
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Бондаренко, Е. Учителя создают собственные цифровые образовательные ресурсы / Е. Бондаренко // Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 189-194.
2. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
3. Заир-Бек, С. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма / С. Заир-Бек // Библиотека школы. – 2001. - № 12. – С. 10-15.
4. Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http:///ru/ct_tcp_ru
5. Cелевко, образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Столбунова, критического мышления. Апробация технологии / // Русский язык. – 2003. – 16.07. – С. 2-6.